Показать меню

Вспомогательный крейсер

Вспомогательный крейсер — быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер, оборудованный вооружением и применяющийся в ходе военных действий на море как сторожевое, патрульное, досмотровое или конвойное судно (в ВМФ Великобритании), либо как рейдер в (ВМФ Германии и ВМФ Японии).

Вспомогательные крейсера широко применялись в Первую мировую войну и в начальный период (до 1942 года) Второй мировой войны. К их преимуществам относились быстроходность, хорошие мореходные качества, особенно по сравнению с меньшими по водоизмещению военными кораблями и возможность установить достаточно серьёзное вооружение — например 6" орудия. Однако, в связи с тем, что вспомогательные крейсера были уязвимы для подводных и воздушных атак, а также были неспособны справиться с настоящими военными кораблями, от их использования отказались.

Вспомогательные крейсеры в Первую мировую войну

Первый бой между вспомогательными крейсерами состоялся в начале Первой мировой войны. Пассажирский лайнер «Кармания», реквизированный Британским Адмиралтейством, крейсировал у побережья Бразилии в поисках немецких кораблей снабжения.

14 сентября 1914 года «Кармания» подошла к бразильским островам Триндади-э-Мартин-Вас. Капитан Ноэль Грант обнаружил, что в одной из бухт острова производит погрузку угля с двух угольщиков большой двухтрубный пассажирский лайнер. Тот, хотя и был выкрашен в цвета британской пароходной компании Union Castle, но оказался немецким вспомогательным крейсером «Кап Трафальгар» (SMS Cap Trafalgar), который решил принять бой.

К 12.10 расстояние между судами уменьшилось до 40 кабельтовых, что дало возможность артиллеристам «Кармании» начать пристрелку, «Кап Трафальгар» ответил тем же.

«Кармания» получила 79 попаданий, огнём противника был уничтожен мостик. Погибло 9 человек команды, 27 было ранено. Скорость «Кармании» упала до 16 узлов и «Кап Трафальгар» к 13.30 вышел из-под обстрела, имея преимущество в ходе. Однако его повреждения были также велики — не менее пяти пробоин ниже ватерлинии, множественные пожары в носовой и кормовой части, а также сильный крен на правый борт. Капитан «Кап Трафальгар» попытался выбросить корабль на отмель, однако лайнер начал заваливаться на бок, лёг на борт и ушёл на дно носом вперёд. По некоторым данным для ускорения затопления он был подорван.

Бой с одной стороны показал возможность применения вспомогательных крейсеров против равных или более слабых противников, однако подчеркнул высокую уязвимость от артиллерийского огня.

Также вспомогательными крейсерами Великобритании служили такие известные лайнеры, как «Олимпик» и «Отранто»

Германия со значительным успехом использовала вспомогательные крейсера на торговых маршрутах Британской Империи. В числе наиболее известных рейдеров: SMS Möwe, SMS Wolf, Корморан, SS Prinz Eitel Friedrich, Kaiser Wilhelm der Grosse, а также единственный парусный рейдер Seeadler.

Вспомогательные крейсеры во Вторую мировую войну

Королевский флот

Великобритания применяла вспомогательные крейсеры для защиты своих коммуникаций когда не хватало эскортных кораблей специальной постройки. Все они были перестроенными пассажирскими (или грузо-пассажирскими) судами. Адмиралтейство рассчитывало, что их большая скорость позволит им успешно перехватывать рейдеры противника. Одной из первых задач в 1939 году стало патрулирование Фарерского прохода, где не ожидалось большого противодействия немцев.

Одним из самых известных вспомогательных крейсеров был британский «Джервис-Бей». В составе конвоя HX-84 в мае 1940 года он вступил бой с немецким карманным линкором «Адмирал Шеер» и погиб в неравной схватке. Но, благодаря самопожертвованию «Джервис-Бей» судам HX-84 удалось рассеяться, и «Адмирал Шеер» сумел перехватить только 5 судов из 37.

Сходный эпизод произошёл 23 ноября 1939 года между вспомогательным крейсером «Равалпинди» (Rawalpindi) и линейным крейсером «Гнейзенау».

Пассажирский лайнер Pretoria Castle был приобретён британским Адмиралтейством и, после переоборудования, вошёл в строй как вспомогательный крейсер HMS Pretoria Castle. Однако, позднее он был перестроен в эскортный авианосец.

В целом результаты британских вспомогательных крейсеров были признаны неудовлетворительными. Их применение было оправдано только как временная, вынужденная мера. Несмотря на высокую подготовку и героизм экипажей, они оказались слишком уязвимы, и понесли потери, несоразмерные с результатами. Отдельные авторы характеризуют их службу в 1939−1940 гг как «избиение».

Императорский флот

Япония, в отличие от Великобритании и Германии, не имела целенаправленной программы нарушения или защиты коммуникаций, и твёрдых взглядов на использование вспомогательных крейсеров. Их действия были эпизодическими.

11 ноября 1942 в Индийском океане японские вспомогательные крейсера «Хококу мару» и «Айкоку мару» (каждый 10400 тонн, 8 140-мм орудий, 4 25-мм орудия, 4 12,7-мм пулемета и 2 533-мм торпедных аппарата, гидросамолёт) напали на конвой в составе: тральщик Королевского Индийского ВМФ «Бенгал», вооружение — 12-фн орудие, три 20-мм орудия, голландский танкер «Ондина» компании Royal Dutch Shell, имевший одно орудие калибром 45 мм. Однако, несмотря на колоссальное превосходство противника, «Бенгал» и «Ондина» не только смогли отбиться, но и потопить «Хококу мару» (считается, что причиной гибели корабля стал взрыв цистерны с авиабензином после попадания снаряда с «Ондины») и отогнать «Айкоку мару». Это был последний эпизод в истории японских вспомогательных крейсеров.

Кригсмарине

Вспомогательные крейсера кригсмарине использовались в 1939−1942 годах на дальних морских коммуникациях в Индийском, Тихом, Атлантическом океанах в рейдерских целях. Благодаря хорошей мореходности, сравнительно мощному вооружению и большим возможностям по маскировке действия немецких рейдеров были весьма успешными. Находясь в море по году и более, многие из них потопили и захватили более десяти кораблей каждый, оставаясь при этом неуловимыми или неузнанными, однако в итоге они, как правило, обнаруживались и уничтожались флотом союзников.

Один из германских вспомогательных крейсеров, — «Комет», — летом 1940 при содействии СССР прошел Северным морским путём из Северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан.. В 1940−1941 годах вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании.

Перечень вспомогательных крейсеров кригсмарине
  • «Орион» (HSK-1)
  • «Атлантис» (HSK-2)
  • «Виддер» (HSK-3)
  • «Тор» (HSK-4)
  • «Пингвин» (HSK-5)
  • «Штир» (HSK-6)
  • «Комет» (HSK-7)
  • «Корморан» (HSK-8)
  • «Михель» (HSK-9)
  • «Коронель» (HSK-10)
  • «Ганза» (в боевой поход не вышел)
Еще по этой теме:
ТК-17 «Архангельск»
08:46, 04 декабрь
ТК-17 «Архангельск»
ТК-17 — тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения, пятый корабль проекта 941 «Акула». История корабля Герб города — эмблема корабля 9 августа 1983 года состоялась
Вторая мировая война на море
03:07, 04 декабрь
Вторая мировая война на море
Военные действия на море во Вторую мировую войну в основном развертывались на двух театрах военных действий: в Атлантике (между Великобританией и Германией) и на Тихом океане (между США и Японией).
История ООН
11:37, 03 декабрь
История ООН
Предыстория Международные организации, создававшиеся в течение XIX века, в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств
Блом, Фреди
14:08, 02 декабрь
Блом, Фреди
Фреди Блом (англ. Fredie Blom; 8 мая 1904 года — 22 августа 2020 года) — африканский неверифицированный долгожитель из ЮАР. Если верить документам, он был одним из старейших мужчин за всю историю
Список эпизодов телесериала «Звёздный крейсер „Галактика“» (2003—2009)
06:31, 02 декабрь
Список эпизодов телесериала «Звёздный крейсер „Галактика“» (2003—2009)
Ниже приведён список и описание эпизодов американско-британского фантастического телевизионного сериала 2004 года «Звёздный крейсер „Галактика“», а также связанных с телесериалом фильмов и
Медаль «За турецкую войну»
03:12, 02 декабрь
Медаль «За турецкую войну»
Медаль «За турецкую войну» — государственная награда Российской империи. Была учреждена в связи с окончанием русско-турецкой войны (1828—1829). Основные сведения Медаль «За турецкую войну»
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: