Ландшафтный профиль Сытоминского ареала (часть 4)
13.03.2013

Согласно радиоуглеродной датировке придонного слоя торфа (разрез 48—75), на глубине 180—200 см его возраст равен 7900±60 лет (ИГАН-138), подстилающий субстрат — песчаный аллювий. Таким образом, торфяник 2, по-видимому, начал формироваться в своей изолированной депрессии независимо, почти одновременно с грядово-мочажинным болотом, даже несколько раньше, но также в начале атлантического периода.
Средняя скорость торфонакопления за весь период развития торфяника была небольшой — 0,25 мм/год, что, очевидно, следует связать с благоприятными условиями разложения: за исключением верхнего 45-сантиметрового слоя, торф средне и хорошо разложившийся. К благоприятным условиям разложения торфа можно отнести и хорошую сточность депрессии, которая начала ухудшаться около 2400 лет назад, в начале субатлантического периода. Именно в это время, когда общая мощность залежи достигла 140—150 см и торфяник 2 более чем наполовину заполнил депрессию, началось его активное воздействие на прилегающий, довольно крутой склон суходола, по-видимому, вначале через почвенно-грунтовые воды (см. рис. 1 — левая окраина торфяника 2).
Судя по плохой разложенности торфа в верхнем 45-сантиметровом слое торфяника 2, условия разложения значительно ухудшились около 1800 лет назад, что совпало с началом второго этапа расширения грядово-мочажинного болота. Примерно в это же время началось и активное горизонтальное расширение торфяника 2: в самой отдаленной от его центра части низинного болота, развитого на профиле подзола, получена радиоуглеродная дата 1340±30 лет (разрез 54—75, ИГАН-136). Таким образом, торфяник 2 — самостоятельно развивающееся болото, ставшее частью грядово-мочажинного болота только в результате последующего заболачивания суходола, когда первоначальные разобщенные очаги болот объединились в обширную болотную систему. Активное воздействие торфяника 2 на суходол, первоначально через почвенно-грунтовые воды, могло начаться на рубеже суббореального и субатлантического периодов; обводнение и заторфовывание прилегающего склона суходола началось около 1700—1800 лет назад.
Торфяник 1 развит в изолированной неглубокой (около 2 м) депрессии около тылового шва I надпойменной террасы. По-видимому, это понижение пойменного (старинного) происхождения, до недавнего времени имевшее гидрологическую связь с поймой, что обеспечивало удовлетворительный сток из него. Торфонакопление началось в наиболее глубокой и застойной части старицы (см. рис. 2; разрез 24—75) 5850±50 лет назад (ИГАН-135), в середине атлантического периода; в то же время окружающая мелководная часть еще была проточной.
Выросший торфяник принял слабовыпуклую форму и образовал уступ к мелководной части, что обеспечило его хорошую дренированность и слабую обводненность. Можно полагать, что дренированность торфяника 1 и его мелководной части ухудшилась сравнительно недавно из-за прекращения связи с действующими протоками поймы (заторфовывание или заиление устьевой части). Сезонная обводненность мелководной части бывшей старицы приняла застойный характер, создались предпосылки для ее заторфовывания.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *