Микробная сукцессия в почве (часть 4)
13.03.2013

Различия прямого метода и метода посева вполне естественны, и подбор методов определяется целью исследования. Например, для определения биомассы микробов в почве пригоден только прямой микроскопический метод, а для описания изменений, происходящих под действием удобрений или пестицидов, — метод посева. Однако более перспективным является совместное использование информации, полученной с помощью обоих методов. Для более наглядного представления об информации, которую дают два метода, рассмотрим следующее уравнение:
М1 + М0 = П1 + П2 + П3 + П4 + П5...,
где 1 — численность бактерий, учитываемых прямым методом; М0 — частицы, которые ошибочно учтены как клетки; П1 — бактерии, учтенные на определенной питательной среде, например МПА; П2 — бактерии, которые могут быть учтены на других питательных средах; П3 — медленнорастущие и неучитываемые по этой причине бактерии; П4 — бактерии, которые могут развиваться на используемой питательной среде, но не вырастают из-за того, что находятся в состоянии стресса; П5 — мертвые клетки, которые, однако, учитываются при прямой микроскопии.
Для зрелых сообществ коэффициент К будет возрастать, а для молодых — уменьшаться. Коэффициент К будет возрастать, если будут расти компоненты П2 — рост разнообразия микроорганизмов, П3 — возрастание числа медленнорастущих форм, П4 — клетки, находящиеся в состоянии стресса, включая голодание, П5 — число нежизнеспособных клеток. Нарастание всех указанных свойств характерно для зрелых экосистем. Поэтому высокое К характеризует поздние стадии микробной сукцессии, где преобладают микроорганизмы с К-стратегией. Низкое значение К указывает на увеличение доли быстрорастущих бактерий (r-стратегов), что характерно для начальных этапов сукцессии. Результаты по изменению коэффициента К (рис. 24, в) подтверждают положение о возможности его применения для индикации стадий микробной сукцессии. Уже на седьмые сутки после внесения глюкозы К резко уменьшается и показатели численности по данным микроскопии и посева различаются не более чем в 10—15 раз, а для почв с внесением целлюлозы и для контрольной почвы данные двух методов различаются в 50—60 раз при первоначальном различии в 220 раз. Показатель К постепенно возрастает, что указывает на изменение сообщества и прохождение стадий сукцессии, причем возрастание более выражено в вариантах с целлюлозой и с простым увлажнением почвы. Внесение мономера, полимера и даже простое увлажнение привели к омоложению системы, наиболее существенному в варианте с глюкозой.
Для анализа вопроса о более медленном возрастании коэффициента К в варианте с глюкозой на поздних этапах опыта исследовалось отношение количества споровых бактерий к общему числу бактерий, вырастающих при посеве на МПА. Выяснилось, что здесь высок процент спорообразующих бактерий, а их доминирование наиболее проявляется после месячного культивирования почвы с глюкозой. Очевидно, бактериальные эндоспоры нельзя причислять к микроорганизмам с r-стратегией и при вычислении коэффициента К нужно ввести поправку.
От общей суммы бактерий, выделяющихся на богатой питательной среде (П1), необходимо вычесть сумму спор. Измененный коэффициент Kи представлен на рис. 24, г. В варианте с целлюлозой, где количество спор составляло около 30% и практически не изменялось в течение опыта, Kи менялся несильно. Иная картина наблюдалась в случае с внесением глюкозы, где после 35 сут начинается рез кое возрастание К', которое можно объяснить, если учесть, что первоначальное внесение глюкозы повлекло за собой сильное увеличение количества бактерий, обнаруживаемых при посеве, в том числе и споровых. Затем в ходе сукцессии количество неспорообразующих бактерий уменьшается, а спорообразующие сохраняются длительное время в виде спор, и их относительное количество возрастает к концу опыта. Поэтому информация о внесении глюкозы отражается в коэффициенте К даже спустя 80 сут от начала исследования.
Следовательно, коэффициент К является ценным показателем, по которому можно судить о стадии микробной сукцессии в почве. Он пригоден также при сравнении микробных сообществ в различных горизонтах почвенного профиля. Коэффициент К колеблется от подстилки до верхнего почвенного горизонта от 10—15 до 200—300 и возрастает в нижних горизонтах до 1000—1300. Результаты изучения динамики коэффициента К в разных горизонтах чернозема убеждают в том, что микрофлора гор. Адерн с самого начала более «молодая» по сравнению с гор. АВ.