Показать меню

Франкфуртский собор (794)

Франкфуртский собор 794 года — большой поместный христианский собор западных иерархов (около 300 человек), который был собран 1 июня 794 года Карлом Великим во Франкфурте-на-Майне. На соборе присутствовали архиереи и священники из Королевства франков, Аквитании, Италии, Англии, Испании и Прованса. На соборе решали как церковные, так и политические вопросы. Председателем на соборе был Карл Великий.

Главными вопросами на соборе были испанский адопционизм и отношение к иконам (иконопочитание и иконоборчество).

Адопционизм

Отношение собора к иконам

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима. В 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, Второй Никейский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года. На Втором Никейском соборе присутствовали легаты папы римского и подписали решения собора. Римский папа Адриан I признал решения Никейского собора папа Адриан I отправил экземпляр актов собора в латинском переводе Карлу Великому. По поручению Карла франкские богословы прочли акты собора; их категорически не приняли, а написали и прислали папе Адриану около 790 года сочинение «Libri Carolini quatuor», состоящее из 85 глав, в котором решения Никейского собора подвергнуто критике. Критика настолько придирчивая и ожесточенная, что некоторые католические ученые держались долго мнения, что «Libri Carolini» подлог ХVІ века. Открытый в 1866 году (Reifferscheid) список «Libri Carolini» X века (Codex Vaticanus Latinus 7207) окончательно устранил сомнения. Сочинение «Libri Carolini quatuor» — подлинное. Латинский перевод, в котором франкские богословы читали деяния собора, был образцом неудовлетворительности: рабски буквальный, он (по отзыву Анастасия Библиотекаря) «редко, или никогда» (aut vix aut nunquam) верно не передавал смысл греческого подлинника. Наиболее возмутило богословов Карла следующее место, совершенно испорченное в переводе, слова Константина, епископа Константийского (Саламинского), митрополита Кипрского: др.-греч. «δεχόμενος και άσπαζόμενος τιμητικώς τάς άγιας σεπτάς εικόνας καί τήν κατά λατρείαν προσκόνησιν μόνης τή ύπερουσίω καί ζωαρχική Τριάδι άναπέμπω» — «приемлю и лобызаю с честию святые и честные иконы, a поклонение служением воссылаю единой пресущественной и животворящей Троице». В латинском тексте это место перевели: лат. «suscipio et amplector honorabiliter sanctas et venerandas imagines secundum servitium adorationis, quod consubstantiali et vivificatrici Trinitati emitto» — «признаю и принимаю честь святых и уважаемых изображений рабским служением, которое вслед за единосущной и животворящей Троицой воссылаю». Выражение лат. «servitium adorationis» — буквально «рабское служение» в латинском языке это поклонение, относящиеся исключительно к Богу. Данный латинский текст в западном богословии является ересью, поскольку иконам совершается поклонение равное Богу. Хотя в догмате Никейского собора данной фразы в латинском тексте нет, но западные богословы посчитали, что раз слова иконослужителя Константина не вызвали протеста со стороны никейских отцов, следовательно, он говорил с согласия остальных. Взгляды франкских богословов по отношению к иконам изложены в «Libri Carolini quatuor», эти же самые взгляды утверждены на Франкфуртском соборе, они следующее:

  • Оба собора (754 года и 787 года) — вышли из границ истины, так как иконы не идолы, и иконам служить не должно.
  • Одному только Богу должно служить, одному только Ему должно воздавать поклонение, один только Он должен быть славим.
  • Святым должно быть воздаваемо почитание.
  • Иконы, за отвержением всякого им служения, и поклонения (во всех формах, напр., воскурением фимиама, возжением свеч), дозволяется употреблять для памяти о прошедшем и для украшения.
  • Иконы нельзя сравнивать со священными сосудами, Евангелием, Крестом, реликвиями святых («мы почитаем святых в их телах, или лучше — в останках тел, или также в одеждах»).
  • Как предметы священные, иконы не следует ставить и в местах нечистых, например, при дорогах.
  • На соборе были легаты папы Римского Адриана (Феофилакт и Стефан), которые подписали решения собора. Папа Адриан написал Карлу Великому письмо, в котором принёс извинения за участие своих легатов во Втором Никейском соборе, говоря, что он понимает ошибки греков, но должен был поддержать их ради мира церковного. Адриан принял решения Франкфуртского собора.

    Еще по этой теме:
    Собор Святого Бавона
    Собор Святого Бавона
    Собор Святого Бавона (нидерл. Sint Baafskathedraal) — кафедральный собор епархии Гента (Бельгия), посвящённый святому Бавону. История Первоначально на месте нынешнего храма располагалась
    Павел (Токаюк)
    Павел (Токаюк)
    Епископ Павел (в миру Павел Токаюк, польск. Paweł Tokajuk; 26 июля 1978, Санок, Подкарпатское воеводство) — епископ Польской православной церкви, епископ Гайновский, викарий Варшавской епархии.
    Святодуховский собор (Петрозаводск)
    Святодуховский собор (Петрозаводск)
    Кафедральный собор во имя Сошествия Святого Духа — не сохранившийся кафедральный собор Олонецкой и Петрозаводской епархии в Петрозаводске. Находился на Соборной площади (ныне — площадь Кирова).
    Амфилохий Сидский
    Амфилохий Сидский
    Амфилохий (др.-греч. Ἀμφιλόχιος; V век) — митрополит Сиды Памфилийской. Биография К 425 году Амфилохий уже занимал кафедру города Сиде: в этом году или раньше архиепископ Константинопольский Аттик
    Макарий III (патриарх Антиохийский)
    Макарий III (патриарх Антиохийский)
    Патриарх Макарий III (в миру Юсеф Юханна Мелетий Макарий Заим ум. 1675) — епископ Антиохийской Православной Церкви арабского происхождения; патриарх Антиохийский (1648—1667, по другим данным:
    Давид Дисипат
    Давид Дисипат
    Давид Дисипат (ум. 1347 или 1354) – монах, богослов, ученик Григория Паламы. Выступал против учения Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина. Биография О дате рождении Давида Дисипата ничего
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: