155-мм пушка M1/M2/M59
155-мм орудие M1/M2 (позже M59), широко известное под прозвищем «Долговязый Том» («Long Tom») — полевая пушка, использовавшаяся вооружёнными силами США во время Второй мировой и Корейской войн. «Долговязый Том» заменил в войсках устаревшие к тому времени французские 155-мм пушки Фийю образца 1917 года.
История создания и технические особенности
Вступив в Первую мировую войну, армия США ощутила нехватку тяжёлой артиллерии. Для решения этой проблемы, были приняты на вооружение некоторые образцы зарубежных крупнокалиберных артиллерийских систем, в том числе и 155-мм пушка Фийю образца 1917 года. После войны в США началась усовершенствование уже имеющейся и разработка собственной тяжёлой артиллерии, однако многие проекты, созданные в 1920-х и 1930-х гг. были заморожены в виду недостаточного финансирования. Наконец, в 1938 г. на вооружение было принято 155-мм орудие M1 на лафете «Carriage M1».
Ствол нового орудия, внешне напоминавший ствол пушки Фийю, был оснащён механизмом заряжения Осбери. Новый лафет с раздвижными станинами имел 4 колеса, на каждом из которых устанавливалось 2 пневматические шины. Колеса могли быть подняты для установки орудия на платформу, что придавало орудию дополнительную устойчивость, а следовательно и точность.
Боевое применение
В первый раз «Долговязый Том» был использован в бою 24 декабря 1942 г. во время Североафриканской кампании в составе батареи «А» 36-го дивизиона полевой артиллерии. В дальнейшем орудием были оснащены около 49 дивизионов, включая 40, воевавших на европейском театре военных действий и 7 — на тихоокеанском.
Первоначально в качестве тягача для орудия обычно использовался грузовик Mack NO 6x6 7½ ton, в 1943 г. он был заменён тягачом M4.
Находясь на вооружении гоминьдановской армии, несмотря на в два раза большую массу, имела на 4 километра меньшую дальность и проигрывала артиллерийской дуэли в Тайваньском проливе в конце 50-х годов советской пушке М-46.
Модификации
-
«Долговязый Том» на учениях в Англии.
-
M2 во время Сражения за Окинаву.
-
155-мм пушка M1 в музее линкора «Алабама» (Мобил, шт. Алабама).
Были выпущены следующие варианты орудия:
- M1920 — прототип.
- T4 — прототип.
- M1 (1938) — первая производственная серия (20 орудий).
- M1A1 (1941) — изменённая конструкция казенника.
- M1A1E1 — прототип с хромированным каналом ствола.
- M1A1E3 — прототип с жидкостным охлаждением.
- M2 (1945) — изменённая конструкция казенника.
Варианты лафета:
- T2 — прототип.
- M1 (1938).
- M1A1 — модифицированные лафеты T2.
Орудие устанавливалось на шасси танка M4 «Шерман» при помощи лафета М13. Получившаяся самоходка первоначально носила название 155mm Gun Motor Carriage T83, однако затем название было стандартизировано и заменено на 155 mm Gun Motor Carriage M40. Другая САУ, оснащённая данным орудием — 155mm Gun Motor Carriage T79, базировавшаяся на шасси экспериментального танка T23 — не была запущена в серийное производство.
Боеприпасы
Для ведения огня из орудия использовались заряды раздельного картузного заряжания. В пушку закладывался основной заряд массой 9,23 кг и дополнительный массой 4,69 кг. Приведённые ниже данные относятся к снарядам, оснащённым двойным зарядом.
Где можно увидеть
Россия — Музейный комплекс УГМК, г. Верхняя Пышма, Свердловская область − М2 образца 1944 г.