Показать меню

Минский метрополитен

Минский метрополитен (белор. Мінскі метрапалітэн) — один из видов городского транспорта в Минске. Является девятым на постсоветском пространстве и единственным в Белоруссии.

История

История минского метрополитена начинается в конце 1960-х годов. В то время в СССР метро строили в городах с населением не менее миллиона человек. После окончания Великой Отечественной войны Минск рос быстрее всех других крупных городов СССР (в основном благодаря быстрому развитию промышленности), уже в 1972 году в городе родился миллионный горожанин. К 1970 году ощущались большие трудности в перевозке людей (исчерпали свою пропускную способность ряд основных магистралей). Рассматривались три варианта развития транспортной системы: автобус-экспресс, скоростной трамвай и метрополитен, который и был выбран.

Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. План строительства восьмистанционной линии был одобрен Советом министров СССР 4 февраля 1977 года. 16 июня 1977 года была заложена первая свая в основание будущей станции «Парк Челюскинцев». Строительство первой линии метрополитена от станции «Институт культуры» до станции «Волгоградская» (впоследствии — «Московская») длилось с 1977 по 1984 год.

Открытие метро состоялось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны (дальнейшую информацию см. в разделе про линии).

В 2014 году, в связи с 30-летним юбилеем предприятия, Минский метрополитен стал лауреатом Международной транспортной премии «Золотая колесница» в номинации «Лучшее предприятие общественного пассажирского транспорта».

Краткое описание

Инсталляция на станции «Грушевка»

Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения (самая глубокая станция - "Юбилейная площадь" - на глубине 32 м). Все станции имеют подземные вестибюли, вход в которые в большинстве случаев совмещён с подуличными пешеходными переходами. Три станции — «Купаловская», «Октябрьская» и «Площадь Ленина» имеют входы, встроенные в здания. На последней из них по длинному подземному переходу можно выйти в здание железнодорожного вокзала и к железнодорожным платформам.

Из-за небольшой глубины залегания спуск на большинство станций осуществляется при помощи лестничных маршей. Эскалаторы установлены только на 9 станциях (по одному из вестибюлей восьми станций и оба вестибюля станции «Октябрьская»), всего — 31 машина. Три эскалатора, установленные на ст. «Молодёжная», не эксплуатировались до осени 2011 года. Большинство эскалаторов однопролётные, трёхниточные, на станции Октябрьская в 2008 году в ходе реконструкции был установлен четырёхниточный эскалатор.

На станции «Первомайская», а также на всех станциях, введённых в эксплуатацию после 2001 года («Могилёвская», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная Горка», «Борисовский тракт», «Уручье», «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» и «Малиновка»), имеются лифты.

В минском метрополитене действует линейный принцип движения поездов с одной пересадочной станцией.

В оформлении станций используются различные темы. Так, в основу художественно-эстетического оформления станции «Грушевка» положена тема природы, интерьер выполнен в золотисто-зелёной палитре, символом станции стала гигантская инсталляция груши.

Пассажиропоток

Ежедневная загруженность станций метрополитена на вход и выход по исследованию 2013 года. Переход пассажиров между линиями не учитывался.


Ежесуточная загруженность некоторых станций Минского метрополитена (тыс. чел.)

Общие сведения

Минское метро состоит из трех линий общей протяжённостью 40,8 км, 33 станций, из них 15 станций расположены на 1-й (Московской) линии, 14 на 2-й (Автозаводской) линии и 4 на 3-й (Зеленолужской) линии метрополитена, и двух электродепо. Подвижной состав включает в себя 361 вагон. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ТДКУП (транспортное дочернее коммунальное унитарное предприятие) «Минский метрополитен». Строительные работы ведутся КУП «Дирекция по строительству Минского метрополитена», проектирование — ОАО «Минскметропроект». Строительство одного километра линии метрополитена обходится примерно в 80 миллионов долларов.

График работы

Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 до 0:40, первый поезд с конечных станций отправляется в 5:32 (со ст. Могилевская — в 5:33), последний — в 0:42. Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на обеих линиях, пассажиров обслуживают 30 пар поездов в час. В другое время интервал увеличивается до 3—4 минут, максимум составляет 12 минут после 23:00. Расписание движения поездов после 23:00 доступно пассажирам — на каждой станции в вестибюле и в торцах пассажирских платформ размещена соответствующая информация, причём время прибытия рассчитано именно для этой станции с учётом длины перегонов.

Общественная безопасность

После теракта в Минском метро была организована система досмотра пассажиров сотрудниками милиции.

Затем, в октябре 2013 года, была создана своя собственная служба безопасности Минского метрополитена, осуществляющая охранную деятельность, сотрудники которой вправе производить личный досмотр, досмотр вещей и документов пассажиров на территории метрополитена.

По состоянию на 1 января 2014 года в минской подземке установлено 996 видеокамер. А также введена в эксплуатацию система видеонаблюдения в вагонах семи составов. Подготовлены и находятся на стадии согласования технические требования к созданию ситуационного центра видеонаблюдения.

По состоянию на январь 2015 года оборудованы 24 зоны досмотра пассажиров, их багажа и крупногабаритной ручной клади на 14 станциях. В каждой такой зоне установлен арочный многозонный металлодетектор (рамка), рентгенографический сканер, а в случае необходимости могут применяться портативный газоанализатор и переносной локализатор взрыва типа «Фонтан». Налажена система видеонаблюдения.

Для предотвращения падения пассажиров на пути на всех станциях Зеленолужской линии установлены автоматические платформенные ворота, а также для безопасности и помощи ориентации в пространстве пассажирам с нарушением зрения на всех станциях Зеленолужской линии и части станций (в основном новых) Московской линии (Восток, Площадь Победы, Грушевка, Михалово, Петровщина, Малиновка) уложено тактильное покрытие.

Оплата проезда

С 1 ноября 2017 года действуют следующие тарифы на проезд (согласно Решению Минского городского исполнительного комитета № 3506 от 19 октября 2017 года) (все цены в данном списке даны в белорусских рублях):

  • Жетон на одну поездку — 70 копеек (при использовании для оплаты карт PayWave/PayPass — эквивалент этой суммы в валюте счёта карты по курсу НБРБ);
    • Жетон на 1 поездку -80 копеек/ с декабря 2020. 9 декабря
  • Проездной билет на месяц и 30 суток — 25 рублей 99 копеек;
  • Проездной билет на 15 суток — 13 рублей 86 копеек;
  • Проездной билет на 10 суток — 9 рублей 15 копеек.

Можно также приобрести проездной билет на определённое количество поездок (10, 20, 30, 40, 50 или 60) на основе радиокарты. Билеты на 10 и 20 поездок действуют 30 суток со дня покупки; на 30, 40 и 50 поездок — 60 суток; на 60 поездок — 80 суток.

В качестве средств оплаты проезда используются (в скобках данные за 2014 год):

  • Жетоны (99,8 млн, 31,4 %);
  • Проездной билет на радиокарте Минского метрополитена (968,2 тыс., 23,8 %);
  • Проездной билет на бесконтактной смарт-карте (БСК) государственного предприятия Минсктранс (3,83 млн, 38,5 %);
  • SMS-билет (149 тыс., 0,1 %, отменён в 2017 году);
  • Бесконтактная банковская карта.

Радиокарты КУП «Минский метрополитен» имеют залоговую стоимость 1 рубль (10 000 рублей образца 2000 года), БСК ГП «Минсктранс» — 1 рубль 20 копеек (12 000 рублей образца 2000 года). После окончания срока действия радиокарты могут быть обменены в кассах. Срок действия БСК не ограничен, такие карточки могут быть пополнены в специализированных киосках филиала «Агентство Минсктранс» и кассах метрополитена. При пересадке на другую линию проезд дополнительно не оплачивается.

По заявлению осенью 2013 года Министра транспорта Республики Беларусь Анатолия Сивака, себестоимость одной поездки в общественном транспорте в целом составляет 6000 рублей. В метрополитене себестоимость несколько ниже и составляет, по подсчётам руководства метрополитена, около 5000 рублей. К марту 2015 года себестоимость поездки в метрополитене выросла, по данным чиновников, до 7200 рублей.

Проезд в Минском метрополитене является одним из самых дешёвых среди всех метрополитенов СНГ; дешевле проезд только в Баку, Ереване, Киеве и Днепре.

Здания Минского метрополитена

  • Здание Управления Минского метрополитена находится по адресу: г. Минск, Проспект Независимости, 6 (в Московском районе, на площади Независимости).
  • Инженерный корпус находится по адресу: г. Минск, ул. Воронянского, 48.
  • Здание Управления Минского метрополитена

  • Инженерный корпус

Линии

Московская линия (1-я)

Первая линия Минского метрополитена была открыта 30 июня 1984 года в составе восьми станций. После этого линия ещё четырежды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 19,1 км (от тупиков ст. «Малиновка» до тупиков ст. «Уручье») и включает в себя 15 станций («Малиновка», «Петровщина», «Михалово», «Грушевка», «Институт культуры», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Академия наук», «Парк Челюскинцев», «Московская», «Восток», «Борисовский тракт», «Уручье»). Московская линия почти целиком проходит под проспектом Независимости и проспектом Дзержинского, и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад. По данным за 2017 год, на 1-ю линию приходится 57,7 % общего пассажиропотока (164 млн пассажиров).

Автозаводская линия (2-я)

Вторая линия Минского метрополитена была открыта 31 декабря 1990 года в составе пяти станций. После этого линия ещё четырежды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 18,1 км и включает в себя 14 станций («Могилёвская», «Автозаводская», «Партизанская», «Тракторный завод», «Пролетарская», «Первомайская», «Купаловская», «Немига», «Фрунзенская», «Молодёжная», «Пушкинская», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная горка»). Автозаводская линия пересекает Минск с юго-востока на запад. По данным за 2017 год, на 2-ю линию приходится 42,3 % общего пассажиропотока (120,2 млн пассажиров).

Зеленолужская линия (3-я)

Строительство третьей линии планировалось ещё в первых проектах развития метрополитена, но началось только в 2014 году. 3-я линия протяжённостью 17,2 км с 14 станциями свяжет микрорайон Зелёный Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первую очередь третьей линии метрополитена планировалось открыть 3 июля 2020 года, но 23 июня 2020 года было объявлено, что открытие линии перенесено на неизвестный срок. Технический запуск первой очереди состоялся в конце июля 2020 года, открытие состоялось 6 ноября 2020 года (для пассажиров линия открылась 7 ноября 2020 года). Этот участок включает в себя четыре станции («Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная площадь»), две из них пересадочные. В 2018 году начаты работы по продлению линии в направлении станции «Слуцкий Гостинец». При этом ещё в 2011 году планировалось, что первый участок в составе семи станций будет открыт к 2017 году. Возведение всей линии планируется завершить в 2026—2028 годы. На всех станциях Зеленолужской линии установлены автоматические платформенные ворота. Белоруссия третья посткоммунистическая страна после России и Болгарии, установившая на станции метрополитена систему горизонтального лифта и вторая после Болгарии установившая на станции метрополитена автоматические платформенные ворота.

Перспективы

Продление Зеленолужской линии (3-й)

После открытия в 2020 году первого участка Зеленолужской линии из четырех станций, строительство было продолжено в юго-западном направлении. Ведутся работы по строительству трех станций (Аэродромная, Неморшанский сад, Слуцкий гостинец) и электродепо. Этот участок планируется запустить в 2023 году. В дальнейшем линия будет продолжена в северо-восточном направлении до Площади Бангалор (станции «Профсоюзная», «Переспа», «Комаровская» и «Парк Дружбы Народов»). Завершится строительство линии станциями «Ивана Мележа», «Зелёный Луг», «Логойская».

Планировалось, что все станции 3-й линии, за исключением «Жуковского», будут оснащены эскалаторами, а пересадочные узлы — пассажирскими конвейерами (траволаторами) белорусского производства. В соответствии с действующими нормами, для лиц с ограниченными возможностями предусматривается установка вертикальных подъемников (лифтов), которыми смогут воспользоваться все пассажиры.

Проект 4-й линии

Изначально планировалось, что 4-я линия минского метро протянется на 37 км и будет состоять из 21 станции. Линия будет проходить от площади Бангалор под ул. Сурганова через пересадочную станцию «Академия наук», далее под ул. Ботанической, ул. Уральской, пересечётся на станции «Тракторный завод» со второй линией и пройдёт через микрорайон Серебрянка до микрорайона Чижовка. В перспективе линия сомкнётся в кольцо. В 2015 году принято решение, что линия станет кольцевой, а в Чижовку она не пойдёт.

Продление существующих линий

Перспективная схема Минского метро с тремя линиями

В перспективах развития Минского метрополитена также входит продление Московской и Автозаводской линий. Так, Московская линия пополнится станциями «Щомыслица» (за «Малиновкой») и «Смоленская» (проспект Независимости, район Дворца легкой атлетики и спортивно-стрелкового комплекса). На Автозаводской линии появятся станции «Красный Бор» (пересечение улиц Притыцкого и Каменногорской) и «Шабаны» (пересечение Партизанского проспекта и улицы Селицкого). Известно, что продлить вторую линию до станции «Шабаны» планируется после 2043 года.

Подвижной состав

Минское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в Белоруссии — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В).

Пассажирский подвижной состав на середину 2020 г. включает 70 составов типа 81-717/714 нескольких модификаций (341 вагон, 140 головных и 201 промежуточный) производства ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Вагонмаш», а также 7 составов типа Stadler M110/M111 (6 четырёхвагонных и 1 пятивагонный). Среди первых:

  • 68 вагонов модификации 81-717/714 1983—1988 гг. выпуска (34 головных и 34 промежуточных), с 2007 года проводится их капитальный ремонт в депо «Могилёвское», к началу 2010 года отремонтировано 26 вагонов),
  • 117 вагонов модификации 81-717.5/714.5 1989—1993 гг. выпуска (55 головных и 62 промежуточных),
  • 141 вагон модификации 81-717.5М/714.5М 1995—2014 гг. выпуска (49 головных и 92 промежуточных, 1 промежуточный не работает после теракта),
  • 4 вагона (2 головных и 2 промежуточных) модификации 81-540/541 2001 года выпуска,
  • 11 вагонов модификации 81-541Б 2009 года выпуска,
  • 44 вагона Stadler М110/М111 2019-2020 гг. выпуска (20 головных и 24 промежуточных)

Линии метрополитена обслуживаются двумя депо — ТЧ-1 «Московское» и ТЧ-2 «Могилёвское». К ТЧ-1 «Московское» приписано 35 четырёх- и пятивагонных составов типа 81-717/714 и 1 четырёхвагонный Stadler M110/M111, к ТЧ-2 «Могилёвское» — тоже 35 81-717/714 и 6 Stadler M110/M111 (5 четырёхвагонных и 1 пятивагонный). В утренний час пик на обеих линиях работает по 30 пар поездов.

По данным за 2005 год, средняя техническая скорость поездов составила 50,5 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), средняя эксплуатационная — 40,8 км/ч (2-е место в СНГ).

В рамках обновления подвижного состава в 2014 года руководство планировало приобрести состав, произведённый на Гомельском вагоностроительном заводе из комплектующих Крюковского вагоностроительного завода для составов Киевского метрополитена (81-7021/7022 и 81-7036/7037) с некоторыми модификациями, однако проект не был реализован.

Летом 2014 года было объявлено о появлении к 2016 году в опытной эксплуатации состава производства Stadler Rail. В феврале 2016 года директор «Штадлер Минск», управляющей заводом компании в Фаниполе, опроверг наличие официальных договорённостей по этому вопросу. В январе 2017 года Минский метрополитен подписал договор с компанией «Штадлер Минск» о поставке 10 новых составов (с 2018 по 2020 год). Контракт включает в себя 6 четырёхвагонных поездов и 4 пятивагонных. Первые 3 четырёхвагонных состава поступили в электродепо Могилёвское Минского метрополитена в ноябре 2019 года, а вскоре — ещё три состава. В январе 2020 года на Автозаводской линии началась обкатка новых составов. С 4 февраля 2020 года начата эксплуатация первого поезда с пассажирами на Автозаводской линии в четырёхвагонном исполнении. По состоянию на середину 2020 года в эксплуатации находится не менее пяти составов из шести четырёхвагонных, а также построен один пятивагонный.

Также в метрополитене в депо «Московское» имеется три служебных мотовоза — два серии ДМс и один АГМу.

  • Воспроизвести медиафайл

    Эксплуатация электропоезда 81-717/714 в Минском метро

  • Воспроизвести медиафайл

    Эксплуатация электропоезда Stadler M110/M111 в Минском метро

Реклама

В Минском метро для размещения рекламы предоставлен целый ряд площадок:

Вагоны

  • листовки А4;
  • плакат-газеты;
  • листовки над дверями;
  • листовки над окнами;
  • стикеры в припотолочной зоне.

Станции

  • щиты;
  • динамические дисплеи;
  • плазменные экраны;
  • плакаты на путевых стенах.

Телефонная сотовая связь

На всех станциях минского метрополитена работает сотовая связь GSM/3G операторов «А1», «МТС», «Life :)». Во всех тоннелях с июня 2019 года работает сотовая связь 3G/4G операторов «А1» и «МТС». Поскольку оператор «life :)» отказался от участия в развёртывании связи, его абонентам доступен лишь интернет, предоставляемый посредством 4G (которая построена инфраструктурным оператором «beCloud» и используется всеми операторами сотовой связи).

Происшествия

  • С 17 по 21 августа 1995 года метрополитен не работал из-за проходившей в те дни забастовки машинистов, поводом для которой послужило нарушение руководством метрополитена коллективного договора и тарифного соглашения. Бастующие, пользуясь поддержкой Свободного профсоюза Белорусского (СПБ), требовали отставки руководства, своевременной выплаты зарплат и полного выполнения договора. Власти отреагировали на забастовку массовыми арестами наиболее активных её участников и использованием труда штрейкбрехеров (машинистов-железнодорожников из локомотивных депо Орша и Барановичи, а также российских инструкторов из Москвы и Петербурга). За участие в забастовке было уволено 58 человек, а деятельность СПБ была приостановлена.
  • Трагедия на «Немиге» — массовая давка в подземном переходе Минска возле станции метро «Немига», которая произошла 30 мая 1999 года. Жертвами стали 53 человека.
  • 24 июля 2009 года из-за сильного ливня произошло наводнение в Минске, от которого пострадало и метро. Станции «Восток» и «Парк Челюскинцев» были закрыты, поезда следовали без остановок, но в течение часа нормальная работа метро была восстановлена.
  • 11 апреля 2011 года произошёл первый в истории минского метро террористический акт. В результате погибло 15, пострадало 203 человека.
  • 26 февраля 2014 года в 14:37 начала производиться эвакуация пассажиров со всех станций по неизвестной причине. Как стало известно позже, такое решение было принято, чтобы проверить информацию, полученную от жительницы Минска о том, что её внимание привлекло необычное СМС-сообщение одного из пассажиров, в котором он сообщал о намерении привести в действие имеющееся у него взрывное устройство. Подозреваемый был задержан органами государственной безопасности. Им оказался 35-летний уроженец Караганды (Казахстан), проживающий в Минской области.

Автоинформатор

Все станции объявляются на белорусском языке диктором Владимиром Баклейчевым.

С марта по 31 декабря 2014 года в автоинформатор были добавлены объявления на английском языке, звучащие после объявления на белорусском языке (из-за наплыва иностранцев в связи с чемпионатом мира по хоккею с шайбой 2014). С февраля 2017 года объявления автоинформатора вновь дублируются на английском языке.

Еще по этой теме:
Реннский метрополитен
18:12, 06 декабрь
Реннский метрополитен
Реннский метрополитен (фр. Métro de Rennes) — метрополитен Ренна, столицы Бретани. До открытия второй линии Лозаннского метрополитена (преобразованного из зубчатой железной дороги) в октябре 2008
Смелянский молочноконсервный комбинат
03:28, 05 декабрь
Смелянский молочноконсервный комбинат
Смелянский молочноконсервный комбинат — предприятие пищевой промышленности в городе Смела Смелянского района Черкасской области Украины. История В ходе Великой Отечественной войны 4 августа 1941
Анчиков, Григорий Александрович
04:30, 04 декабрь
Анчиков, Григорий Александрович
Григорий Александрович Анчиков (27 января 1914, село Верхние Тимерсяны, Симбирский уезд — 15 июня 2003, Минск, Белоруссия) — композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, также участник
Трокадеро (станция метро)
00:13, 04 декабрь
Трокадеро (станция метро)
«Трокадеро» (фр. Trocadéro) — пересадочный узел линий 6 и 9 Парижского метрополитена в XVI округе. История Станция была открыта в 1900 году как ответвление 1 линии от станции «Этуаль» до
Малинский опытно-экспериментальный завод
11:46, 03 декабрь
Малинский опытно-экспериментальный завод
Малинский опытно-экспериментальный завод (укр. Малинський дослідно-експериментальний завод) — промышленное предприятие в городе Малин Житомирской области Украины. История История предприятия
Калинкин, Виталий Алексеевич
19:39, 02 декабрь
Калинкин, Виталий Алексеевич
Виталий Алексеевич Калинкин (1925—1999) — промышленный деятель, Герой Социалистического Труда (1981). Биография Могила Калинкина на Кальварийском кладбище Минска. Виталий Калинкин родился 21 июня
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: