Европейская подшипниковая корпорация
Европейская подшипниковая корпорация или ЕПК — группа компаний, играющая значительную роль среди российских производителей подшипников. Штаб-квартира компании расположена в Москве. По состоянию на 2018 год производит 44 % российских подшипников и контролирует не менее половины их российского рынка. Предприятия корпорации ЕПК являются поставщиками подшипников для современного российского боевого истребителя пятого поколения Т-50 и пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet.
Группа компаний ЕПК объединяет шесть подшипниковых заводов — ОАО «ЕПК Волжский», АО «ЕПК Саратов», ОАО «ЕПК Самара», АО «ЕПК Степногорск», ООО «ЕПК — Новые технологии», а также имеет совместное предприятие с Amsted Rail Company, Inc — ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания». Предприятия выпускают подшипники качения всех конструктивных групп с наружным диаметром от 20 до 2200 мм. В состав корпорации также входят собственный центр разработок специальных подшипников и научно-исследовательский центр.
Собственники и руководство
Основной номинальный акционер компании — Orionbay Trading Corp. (Британские Виргинские острова) — 79 %. Бенефициарами компании являются — депутат Государственной думы России Олег Савченко и Александр Москаленко. В конце февраля 2008 года стало известно, что 50 % акций компании были проданы Савченко и Москаленко структурам Романа Абрамовича, но позже вернули их обратно.
Генеральный директор управляющей компании ЕПК — Александр Копецкий.
Уставной капитал ЕПК составляет 560 миллионов рублей.
Деятельность
Компания специализируется на проектировании, разработке, производстве и послепродажном обслуживании подшипников всех конструктивных групп, диаметром до 2500 мм. ЕПК принадлежат заводы в Москве, Волжском, Самаре и Саратове, а также в Степногорске (Казахстан). Численность персонала — 8,5 тыс. человек.
Основана в 2001 году.
В 2002—2003 годах руководство ЕПК разработало программу реструктуризации своих предприятий, согласно которой часть недозагруженных мощностей будут выведены в Индию и Китай.
В 2004 году чистая выручка компании выросла на 30 % процентов достигнув 218 миллионов долларов.
После покупки Самарского завода авиационных подшипников ЕПК выразила намерение сформировать в 2006 году дивизион специальных подшипников, куда вместе с Самарским предприятием должны были войти Московский завод авиационных подшипников, Волжский завод прецизионных подшипников, ОАО «Завод авиационных подшипников» и научно-исследовательский центр в Самаре. В развитие этого проекта планировалось вложить около 30 миллионов долларов.
В 2009 году корпорацией ЕПК совместно с американской компанией Brenco был запущен проект по выпуску железнодорожных подшипников для АО РЖД. Производство планируют наладить на Саратовском подшипниковом заводе, полный объём выпуска должен достигать 350 тысяч штук в год.
К 2010 году Европейская подшипниковая корпорация уже контролировала не менее 39,23 % российского рынка.
Полная выручка Европейской подшипниковой корпорации за 2013 год составила 452 миллиона долларов. В 2014 году Европейская подшипниковая корпорация подписала соглашение с американской компанией Timken о создании совместного предприятия для обслуживания промышленных потребителей продукции в России и странах СНГ. Для реализации этого проекта выделено около 40 миллионов долларов.