Показать меню

Антиэтатизм

Антиэтатизм — система взглядов, противоположная этатизму, отвергающая государство и противодействующая государственному вмешательству в личные, общественные и экономические дела.

Антиэтатизм означает оппозицию государству и любой форме правления, и он отличается от анархизма, который означает оппозицию не только государству, но и любой форме господства. С этой точки зрения, некоторые экономические и политические теории, которые явно против государственного принуждения, но предпочитают другие типы управления, такие как анархо-капитализм (который говорит, что только добровольное и договорное управление является законным) лучше описать как формы антиэтатизма, а не как ветви анархизма.

Различные антиэтатистские воззрения могут отрицать только государство, могут отрицать не только государство, но и саму концепцию власти человека над человеком (классический анархизм) или могут защищать безгосударственное общество как отдалённую цель (марксизм). Антиэтатизм в свою очередь также отвергает этатизм как идею "государство выше человека", и как систему убеждений, ставящую государство над гражданским обществом и воспринимающую государство как системное решение экономических и социальных проблем.

Антиэтатизм против этатизма

Термин этатизм можно определить как идеологию доминирования государства:

Этатизм (от фр. état — государство) — активное вмешательство государства в жизнь общества; направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. (Краткий политический словарь. М., 1988, С. 472.)

Сущность этатизма может быть выражена в централизации и унитаризации власти:

Этатизм предполагает приоритет центра над регионами, общественного над частным, государства над человеком. Понятие обязано своим появлением швейцарскому демократическому политику и публицисту Нюме Дрозу (1844–1899). В своём сочинении «Демократия и социализм государства» он выступил против ущемления прав кантонов (территориальных единиц в Швейцарии) и назвал «этатизмом» укрепление централизованного государственного управления.

Политические идеи этатизма на практике могут привести к полицейскому государству, милитаризму, диктатуре, фашизму или чекизму:

«Этатизм на практике может обернуться государственным капитализмом, милитаризацией экономики и привести к гонке вооружений»

«Государство, согласно этой концепции, управляет социально-экономическими силами, созданными гражданами. Концентрация и управление ими во имя своих наивысших целей ведёт к тому, что его экономическая и моральная сила признаётся в самой жизни государства.»

Этатизм может быть выражен в форме государственного унитаризма, государственного корпоратизма (корпоративизма), государственного капитализма, государственного социализма, тоталитаризма, большевизма, фашизма, чекизма.

Антиэтатизм выступает против наделения государства абсолютной и унитарной властью, от концепции «laissez-faire» или государства «ночного сторожа» (в современном представлении — государство как «страховая компания»), вплоть до полного отрицания и отвержения государства как института принуждения, господства и эксплуатации. К антиэтатистским концепциям и движениям можно отнести: анархо-примитивизм, добровольная кооперация, самоуправление, несотрудничество (движение несотрудничества), гражданское неповиновение, идейная община, мютюэлизм, сопротивление налогообложению, неуплата налогов, неформальная экономика, свободный банкинг, рыночный анархизм, частные деньги, контрэкономика, laissez-faire, уклонение от призыва, отказ от службы, либертарианство, антимилитаризм, пацифизм, толстовство, опрощение, ненасилие, анархизм, хавала, и др.

Исторические вехи антиэтатизма

Истоки антиэтатизма в древности

Леонид Мамут в своей монографии «Этатизм и анархизм» пишет:

"Как раз тогда, когда жили и творили классики античной политической мысли, существовало заметное идейное течение - кинизм, представители которого занимали по отношению к государству позицию, диаметрально противоположную платоновско-аристотелевско-цицероновской. Истины ради отметим, что полное неприятие киниками (среди них выделяются Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион) государства, политических институтов и норм - часть их отрицания вообще всей социальной культуры как явления, которое, по понятиям киников, враждебно человеку, порабощает и губит его. Киники "отрицали всё, - пишет И. М. Нахов ("Философия Киников"), - что противостоит человеку как враждебная, внеположенная сила, - государство с его институтами, законами, политикой, демагогами, правителями, диктаторами и т.п." Это возникало из их убеждения в том, что государство и его законы разрушили природное равенство, естественное счастье людей. Законы государства - антагонисты природы, служащей для киников колыбелью и прибежищем человечности и свободы, разума и добродетели. Их антигосударственнический пафос особенно остро чувствуется в отвержении законов, которые они не без основания считали опорами государства. Согласно Антисфену: "Мудрец живёт не по законам государства, а по законам добродетели".

Возникновение этатизма и антиэтатизма

Франц Оппенгеймер в своей работе «Государство: его история и развитие» пишет:

"Двумя наиболее распространёнными концепциями возникновения «Государства» являются «стоическая» и «эпикурейская» теории. «Стоическая» теория исходит из предпосылок о том, что «Государство» возникает по причине врождённой тяги человека к «общинной жизни», в то время как «эпикурейцы» придерживаются того мнения, что причиной возникновения «Государства» является насущная необходимость прекращения «войны всех против всех» (bellum omnium contra omnes) и подавление любого асоциального поведения... "

" ... Но это ещё не всё – Платон и последователи Карла Маркса наделяют «Государство» такой полнотой власти над гражданами, которая возводит его в ранг «Властелина» в вопросах политики и экономики (более того, Платон зашёл настолько далеко, что даже наделил «Государство» правом регулирования сексуальных отношений граждан). В противоположность этому представители манчестерской школы представляют «Государство» исполняющим исключительно полицейские функции и которое, по идее, должно отмереть со временем, как на это рассчитывали анархисты. "

Антифон Афинский: представитель антиэтатизма

Антифон Афинский, один из первых анархистов и явный представитель антиэтатизма, радикализует антитезу «природы» (φύσις) и «закона» (νόμος), утверждая в терминах элеатов, что природа — это истина, а положительное право — мнение, что одно почти всегда антитетично другому. Необходимо, считает он, следовать природному закону, даже в нарушение человеческого, если это нужно и не грозит наказанием:

«Вообще же рассмотрение этих вопросов приводит к выводу, что многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека… Что же касается полезных [вещей], то те из них, которые установлены [в качестве полезных] законами, суть оковы [для человеческой природы], те же, которые определены природой, приносят [человеку] свободу… [В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы наслаждаться, и [чувствуют себя] несчастными, когда можно не быть таковыми».

— Антифон / перевод А. О. Маковельского // Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья. – Москва : Мысль, 1969. – С. 320-321

Основные категории

Некоторые концепции, такие как анархизм, считают полное исчезновение государств удобным в пользу суверенного осуществления индивидуальной свободы через вольные ассоциации и организации. Другие концепции допускают существование государства, обладающего большей или меньшей властью или допускают существование власти, но отличаются тем, какой должна быть форма организации общества.

  • Анархизм утверждает, что государство незаконно монополизирует механизмы безопасности, обороны, социальной защиты, и нарушает личную свободу . Для анархистов государство является репрессивным институтом, контролирующим населения определённой территории. Они приписывают государству значительную часть зла, от которого страдает человечество, такого как бедность, экономические кризисы, войны, социальная несправедливость и т. д.[2]
  • С другой стороны, марксисты утверждают, что любое государство имеет классовый характер, и что только вооружённый и административный аппарат осуществляет интересы доминирующего социального класса. Поэтому для преодолевая противоречия и борьбу между социальными классами они стремятся к завоеванию политической власти рабочим классом, разрушению буржуазного государства и построению рабочего государства в качестве переходного шага к социализму и коммунизму, обществу, в котором в долгосрочной перспективе не будет государства.[3]
  • Идеологически в рамках анархо-капитализма либертарианцы могут и отрицать государство как оседлого бандита и стремиться к полной его ликвидации в пользу индивидуального суверенитета в условиях свободного рынка.

Трудности в разграничении концепции

Антиэтатисты серьёзно отличаются друг от друга теми убеждениями, которые существуют у них помимо антиэтатизма. Таким образом, категории антиэтатистской мысли иногда обозначаются как коллективистская и индивидуалистическая.

Серьёзные трудности в определении того, являются ли та или иная философия или идеология антиэтатистскими, происходят из проблемы определения государства. На протяжении длительного времени терминология изменялась, и авторы прошлого часто употребляли слово «государство» в совершенно ином смысле, чем мы употребляем его сегодня. Например, анархист Михаил Бакунин применял термин, просто имея в виду правящую организацию. Другие авторы использовали термин «государство», имея в виду любой законодательный или правоохранительный орган. Карл Маркс определял государство как институт, используемый правящим классом страны, чтобы поддерживать сохранение его власти. Согласно Максу Веберу, государство — организация с эффективной юридической монополией на применение насилия в отдельной географической области.Генри Дэвид Торо выразил свои эволюционные антиэтатистские взгляды в эссе «О гражданском неповиновении»:

Я всецело согласен с утверждением: «Лучшее правительство то, которое правит как можно меньше», — и хотел бы, чтобы оно осуществлялось быстрее и более систематически. Осуществлённое, оно сводится в конце концов — и за это я тоже стою — к девизу: «Лучшее правительство то, которое не правит вовсе», а когда люди будут к этому готовы, то именно такие правительства у них и будут.

Оригинальный текст (англ.) I heartily accept the motto,—"That government is best which governs least"; and I should like to see it acted up to more rapidly and systematically. Carried out, it finally amounts to this, which also I believe,—"That government is best which governs not at all"; and when men and women are prepared for it, that will be the kind of government which they will have.

Антиэтатистские философии

С безгосударственным обществом в качестве непосредственной цели

  • Акратия
  • Анархизм и его вариации
  • Волюнтаризм
  • Агоризм

С безгосударственным обществом как идеалом или целью в будущем

  • Коммунитаризм
  • Либертарианство и его вариации
  • Коммунизм
  • Марксизм

Хронология антиэтатистских сочинений

  • 1548 — Этьен де ла Боэси «Рассуждения о добровольном рабстве»
  • 1793 — Уильям Годвин «Исследования о политической справедливости»
  • 1825 — Томас Годскин «Защита рабочих от притязаний капитала»
  • 1840 — Пьер-Жозеф Прудон «Что такое собственность»
  • 1844 — Макс Штирнер «Единственный и его собственность»
  • 1849 — Генри Дэвид Торо «О гражданском неповиновении» (недоступная ссылка)
  • 1849 — Фредерик Бастиа «Закон» (недоступная ссылка)
  • 1849 — Густав де Молинари «Производство безопасности»
  • 1851 — Герберт Спенсер «Право игнорировать государство»
  • 1866 — Михаил Бакунин «Революционный катехизис»
  • 1867 — Лисандр Спунер «Без измены»
  • 1885 — Пётр Кропоткин «Речи Бунтовщика»
  • 1886 — Бенджамен Таккер «Государственный социализм и анархизм»
  • 1890 — Пётр Кропоткин «Нравственные начала анархизма»
  • 1893 — Бенджамен Таккер «Свобода равная для всех»
  • 1902 — Пётр Кропоткин «Взаимопомощь как фактор эволюции»
  • 1906 — Пётр Кропоткин «Речи Бунтовщика»
  • 1907 — Бенджамен Таккер «Отношение государства к личности»
  • 1907 — Бенджамен Таккер «Свобода равная для всех» (Русское издание)
  • 1907 — Бенджамен Таккер «Вместо книги»
  • 1907 — Франц Оппенгеймер «Государство (Der Staat)»
  • 1925 — Франц Оппенгеймер «Государство: его история и развитие»
  • 1935 — Франц Оппенгеймер «Система Социологии»
  • 1935 — Альберт Джей Нок «Наш враг Государство»
  • 1947 — Фрэнк Ходоров «Налог это грабёж»
  • 1952 — Фрэнк Ходоров «Налог: корень зла»
  • 1962 — Мюррей Ротбард «Человек, экономика и государство»
  • 1970 — Мюррей Ротбард «Власть и рынок»
  • 1973 — Мюррей Ротбард «К новой Свободе»
  • 1974 — Мюррей Ротбард «Анатомия Государства» (второе издание)
  • 1982 — Мюррей Ротбард «Этика Свободы»
  • 1983 — Сэмюэль Эдвард Конкин III «Новый либертарный манифест»
  • 1985 — Энтони де Ясаи «Государство»
  • 2001 — Кевин Карсон «Железный кулак за невидимой рукой»
  • 2005 — Ноам Хомский «Государство будущего»
  • 2013 — Лью Рокуэлл «Фашизм против Капитализма» «Fascism versus Capitalism»
  • 2014 — Лью Рокуэлл «Против Государства» «Against the State: An Anarcho-Capitalist Manifesto»
Еще по этой теме:
Педомантия
Педомантия
Педомантия — паранаучная практика, т. н. «гадание» по линиям стопы и форме пальцев ног. Педомантия не имеет такого широкого распространения, как хиромантия. Существует два направления педомантии:
Оболонский, Александр Валентинович
Оболонский, Александр Валентинович
Александр Валентинович Оболонский (род. 1 июня 1941) — российский учёный-юрист, политолог. Академик Академии гуманитарных исследований (1996). Образование и учёные степени Окончил юридический
Государство Дамаск
Государство Дамаск
Государство Дамаск (1920—1924) (фр. État de Damas, араб. دولة دمشق‎ — Dawlat Dimashq) — одно из шести государств, образованных французским генералом Анри Гуро на территории французского мандата
Почётные граждане Белграда
Почётные граждане Белграда
Почётные граждане Белграда — звание, вручаемое руководством Белграда от имени города. Звание может присваиваться как гражданину Сербии, так и любого другого государства, как политику или
Страхование имущества
Страхование имущества
Особенность нашего времени — частная собственность. Все меньше остается муниципального жилья. И все меньше государство несет ответственность за наше имущество.
Недвижимость в отпуск не уходит
Недвижимость в отпуск не уходит
Летний период в России традиционно тихий и спокойный. Все революционно-экономические потрясения происходят в другие времена года. Бизнес же работает и летом, и решать вопросы, связанные с арендой
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: