АКСМ-84300M
АКСМ-84300M (также БКМ-84300M) — низкопольный трёхсекционный трамвай, производящийся белорусским заводом Белкоммунмаш. Предназначен для эксплуатации на трамвайных линиях с шириной колеи 1524 мм. Вагон с двумя моторными и одной поддерживающей тележкой и электронной системой управления на IGBT-модулях тяговыми электродвигателями переменного тока выпускается в одно- и двухсторонней модификациях. Модель была снята с производства в связи с началом выпуска обновлённой 845-й модели.
В СНГ это первый доведённый до серии и штатной эксплуатации современный трёхсекционный низкопольный трамвай.
История создания
Конструкция
- модульная конструкция кузова;
- современный дизайн;
- наружная обшивка из композитных материалов;
- низкий уровень пола составляет 80 % площади салона;
- комплектующие для тележек ведущих фирм Германии;
- гидравлическая тормозная система фирмы KNORR-BREMSE, Германия;
- тяговые электродвигатели фирмы VEM, Германия;
- шарнирное сочленение фирмы HUBNER, Германия;
- тяговый электропривод производства MEDCOM, Польша;
- электрооборудование расположено на крыше;
- применение CAN-технологий;
- цветной ЖК-монитор большого формата на пульте водителя;
- пандус для пассажиров с ограниченной способностью к передвижению фирмы HÜBNER, Германия;
Технические характеристики
Эксплуатация
По состоянию на октябрь 2018 года трамваи БКМ-843 эксплуатируются следующими городами:
Минск
Первый экземпляр модели АКСМ-84300M серебристого цвета поступил в Минский трамвайный парк в начале 2009 года. Ему был присвоен парковый номер 157. В первый рейс по маршруту № 5 отправился 25 июня 2009 и до сентября 2009 года проходил опытную эксплуатацию.
В марте 2010 года в трамвайный парк Минска поступил второй экземпляр трамвая АКСМ-843 вишнёвого цвета, получивший номер 158. В первый рейс по маршруту № 1 он выехал 21 апреля 2010 года.
Третий экземпляр с бортовым номером 163 вышел на линию по маршруту № 1 25 мая 2011 года, а четвёртый (№ 164) — 23 августа.
По состоянию на 01.06.2019 года в Минске эксплуатируется 5 вагонов модели 843 (№ 157,158,163,164 и 165), выпуск на линию по будним дням в часы «пик» 2 единицы, все вагоны работают на маршруте № 6.
Киев
В конце 2011 года в Киев для эксплуатации в системе скоростного трамвая поступил односторонний вагон с заводским номером 3, планировалось совместное производство с компанией Богдан, поэтому вагон чуть позже получил наименование Богдан TR843 и заводской номер 1. С 2013 года вагон простаивал по причине проблем с тележками.. 9 октября 2015 года вагон поехал по маршруту № 3. 10 октября 2015 года он был представлен на трамвайном параде и совершил поездку с пассажирами до Подольского депо. А 11 октября 2015 года он был передан в Дарницкое депо. С 14 октября по 26 ноября 2015 года вагон работал с перерывами на запущенном специально под него маршруте № 5к, а затем вновь встал на простой из-за возобновления проблемы с тележкой. Номер 701 вагону присвоили в депо имени Шевченко. Вскоре проблемы с тележкой были исправлены, и 11 июня 2016 года вагон вышел на маршрут № 35. С 14 июня 2016 года работает по такой системе: будние дни — маршрут № 28, выпуск № 1, выходные дни — маршрут № 35, выпуск № 4.
Санкт-Петербург
17 декабря 2012 года в Санкт-Петербург в трамвайный парк № 5 поступил первый вагон модели БКМ 84300М, где ему присвоили бортовой номер № 5211. 28 декабря 2012 года в трамвайный парк № 5 поступил второй вагон модели БКМ 843, где ему присвоили бортовой номер № 5212. 25 января 2013 года в трамвайный парк № 5 поступил третий вагон модели БКМ-843, где ему присвоили бортовой номер № 5213.
Этими вагонами, вместе с поставкой также в конце 2012 года аналогичных усть-катавских вагонов КТМ-31, длившаяся многие десятилетия монополия ПТМЗ на поставку трамваев в парки Санкт-Петербурга была[значимость факта?] подорвана.
Казань
В марте 2012 года делегация Казани посетила ОАО «Белкоммунмаш» с целью изучения эксплуатационных характеристик и обсуждения возможных вариантов приобретения. Потребность города для использования на линии скоростного (ускоренного) трамвая первого этапа была оценена в 20 вагонов. В октябре стало известно о размещении заказа такой крупнейшей партии АКСМ-843 с поставкой в начале 2013 года в преддверии Универсиады-2013. Лизингодателем выступило ЗАО «Сбербанк Лизинг», стоимость сделки составила 1,014 млрд руб.
15 апреля 2013 в трамвайное депо Казани поступили первые 2 вагона из запланированных 20. Первый вагон вышел в рейс 7 мая 2013 г, второй был заявлен на 15—17 мая.
До начала Универсиады 6 июля поставляется 12 вагонов, остальные — по август. Вагонам начали присваивать номера с 1300. Вагоны имеют тёмно-рубиновый (бордово-вишнёвый) цвет.
По состоянию на 25 апреля 2014 года — поступили все 20 вагонов. В 2017 году по заказу Казани были произведены три трёхсекционных трамвая модели АКСМ-845, разработанные исходя из пожеланий казанского МУП «Метроэлектротранс», учитывая опыт работы с моделями 84300M и 62103. Вагоны с номерами 1400—1402 введены в эксплуатацию с пассажирами 25 января 2018 года. 5 октября 2018 года в депо сгорел полностью трамвай БКМ-84300М № 1303, а 18 марта 2019 года на проспекте Ямашева сгорел трамвай модели БКМ-84300М № 1302.
Планы поставок в другие города
Москва
Второй экземпляр трамвая АКСМ-84300M предполагалось отправить в марте 2010 года в Москву для опытной эксплуатации. Отправка не состоялась и в настоящее время вагон находится в Минске.
Даугавпилс
Планировалось поставка к концу 2013 года 4-х вагонов в латвийский Даугавпилс, однако поставки были сорваны.