Показать меню

Mission Extension Vehicle

Mission Extension Vehicle (MEV, аппарат продления миссии) представляет собой концепцию космического аппарата, основное назначение которого продление сроков эксплуатации спутников на геостационарной орбите.

Значительная доля геостационарных аппаратов заканчивает работу в связи с исчерпанием запаса топлива для коррекции орбиты. При этом аппарат может быть технически исправен и сохранять потребительскую актуальность. В связи с дороговизной создания и запуска нового полноценного аппарата появились проекты орбитальных танкеров для дозаправки старых спутников и проекты орбитальных буксиров, корректирующих орбиту старого спутника своими двигателями и запасом топлива. MEV реализуют вторую концепцию — жёстко сцепившись со старым геостационарным спутником, выполняют все необходимые маневры за счет своих двигателей и запаса топлива. Поскольку старые спутники не рассчитаны на работу в такой связке, для стыковки был выбран захват маневрового двигателя старого спутника.

История

Идея MEV была предложена компанией ViviSat, являвшейся совместным предприятием двух аэрокосмических фирм US Space и ATK. Создано в 2010 году. В апреле 2016 года компания Vivisat была распущена одним из партнеров, компанией ATK. В 2018 году ATK куплена Northrop Grumman, став Northrop Grumman Innovation Systems. Программа MEV продолжена Northrop Grumman.

В 2011 году свою концепцию продления сроков активного существования спутников предложила также компания MacDonald, Dettwiler and Associates, Ltd (MDA) под названием Space Infrastructure Servicing (SIS), однако два аппарата имели разные технологические принципы работы. MEV должен был механически захватывать спутник, у которого закончилось топливо для двигателей ориентации, и выполнять роль его двигателей ориентации с помощью своих двигателей.. SIS же предлагал осуществлять заправку расходных емкостей спутника. MEV более прост в технологическом плане, что повышает надёжность и снижает риск для владельцев спутников.

ViviSat полагала, что их подход проще и может работать при меньших затратах, чем SIS, при этом имея техническую возможность стыковки с «90% из примерно 450 геостационарных спутников на орбите» тогда как MDA SIS заявлял количество совместимых спутников в менее, чем 75 %.

В 2012 году ViviSat планировала задействовать для этих целей платформу ATK A700.

MEV-1

Первый спутник MEV-1 успешно выведен на орбиту 09 октября 2019 года в качестве попутной нагрузки, вместе с аппаратом Eutelsat-5WB с помощью ракеты «Протон-М».

25 февраля 2020 года MEV-1 состыковался со старым телекоммуникационным спутником Intelsat 901, который работал на геостационарной орбите с 2001 года и в 2016 году был переведен на орбиту захоронения. Связка MEV-1 и Intelsat 901 опустилась на геостационарную орбиту (ГСО находится ниже орбиты захоронения), и проработает там 5 лет, после чего MEV-1 вновь переместит Intelsat 901 на орбиту захоронения и продолжит свою миссию с другим аппаратом.

MEV-2

Запущен 15 августа 2020 г. ракетой-носителем Ариан-5 для обслуживания спутника Intelsat 10-02 приблизительно в конце 2020.

Запуски

Еще по этой теме:
Ямал-401
11:49, 10 декабрь
Ямал-401
«Ямал-401» — коммерческий геостационарный телекоммуникационный спутник большой размерности, принадлежащий российскому спутниковому оператору Газпром космические системы. Спутник был изготовлен ОАО
Луна-15
00:34, 06 декабрь
Луна-15
«Луна-15» — советская автоматическая межпланетная станция (АМС) для изучения Луны и космического пространства. Была предназначена для доставки на Землю образцов лунного грунта. Миссия закончилась
Химавари-8
12:51, 05 декабрь
Химавари-8
Химавари-8 (яп. ひまわり8号) — японский метеоспутник, используемый японским Метеорологическим агентством. Космический аппарат был создан Мицубиси Электрик при содействии корпорации Боинг, и является
Кубсат
02:40, 05 декабрь
Кубсат
Кубсат (англ. CubeSat) — формат малых (сверхмалых) искусственных спутников Земли для исследования космоса, имеющих габариты 10х10х10 см при массе не более 1,33 кг. Создание кубсатов стало возможным
Intelsat 35e
14:01, 04 декабрь
Intelsat 35e
Intelsat 35e — геостационарный спутник связи, принадлежащий люксембургскому спутниковому оператору, компании Intelsat. Предназначен для обеспечения широкополосного интернета, телевидения в формате
Ворон (самолёт)
13:52, 02 декабрь
Ворон (самолёт)
«Ворон» — проект советского разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) КБ Туполева. Проект разрабатывался в соответствии с Решением комиссии Президиума Совета Министров СССР по
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: