Показать меню

Давыдов, Юрий Николаевич

Юрий Николаевич Давыдов (31 июля 1929 года, Каменец-Подольский — 21 апреля 2007 года, Москва) — советский и российский философ, социолог, специалист по проблемам истории и теории социологии, социальной философии, этики, истории философии и искусства. Основатель крупной отечественной школы в области истории и теории социологии. Разработчик новой версии теории социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались прерогативой эстетики и философии искусства. Автор ряда фундаментальных работ по истории социальной философии и социологии XIX—XX веков. Занимался социальными и философскими аспектами проблемы свободы, нравственности, взаимодействия искусства и общества. Доктор философских наук, профессор. Заведующий сектором истории и теории социологии Института социологии РАН.

Биография

Родился 31 июля 1929 года в Каменец-Подольске.

В 1952 году окончил исторический факультет Саратовского университета.

В 1958 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Борьба вокруг гегелевской „Феноменологии духа“ в западной философии XIX — второй половины XX веков».

Работал младшим научным сотрудников в секторе истории философии Института философии АН СССР.

В 1956—1958 годах написал ряд статей, посвящённых общим принципам историко-философского анализа и, в частности, «Феноменологии духа» (одна из них была опубликована в качестве предисловия к четвёртому тому «Сочинений» Гегеля).

В 1959—1962 годах работал старшим научным редактором издательства «Советская энциклопедия» — участвовал в написании статей («Вульгарный социологизм», «Иррационализм», «Монизм» и др.), организации и выпуске первых томов пятитомной «Философской энциклопедии».

Преподавал на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1963—1965 годах работал заведующим сектором философии Фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР.

В 1965—1970 годах заведовал сектором эстетики Института истории искусств Министерства культуры СССР.

С 1970 года работал в Институте социологии АН СССР/РАН, главный научный сотрудник, заведующий сектором истории социологии и общей социологии.

В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы».

Ответственный редактор книги «История теоретической социологии» в 4 т. (М., 1995—2000) и автор большинства разделов и глав этого издания.

Научная деятельность

В начале своей научной деятельности Ю. Н. Давыдов написал цикл статей, посвящённых критическому анализу неогегельянства. Итогом этого промежутка стала монография «Труд и свобода», которая была позднее переведена на немецкий, итальянский и другие языки. Её выход дал основание некоторым зарубежным учёным считать Ю. Н. Давыдова одним из основателей российско-советской (полуофициальной) версии неомарксизма. Занимался и руководил рядом научно-библиографических изданий по истории философии. Продолжал работу в социальной философии, исследовал проблемы социологии искусства, что нашло своё выражение в социально-философском истолковании античной эстетики, а также критическом анализе современной западной теории социологии искусства. Написал серию статей о Теодоре Адорно, разрабатывал собственную теорию социологии искусства, перенеся на новый уровень ряд проблем, которые раннее были областью исследований эстетики и философии искусства. Этому же кругу вопросов был посвящён цикл из трёх монографий и большое число статей. В это же время разрабатывал проблематику типологизации восприятия искусства обществами различными эпох и социальными слоями.

Ю. Н. Давыдов сочетал эстетико-социологическую типологизацию отношения к искусству и художественной культуре с более широким, социально-философским и теоретико-социологическим рассмотрением современного западного сознания. Главным здесь становится своеобразие современного западного сознания, рассмотренного в ходе его эволюции и появления новейших тенденциях. Средоточием оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, который недвусмысленно противостоит традиции, заложенной протестантизмом с его «хозяйственной этикой». Именно поэтому Ю. Н. Давыдов кропотливо занимался вопросами социологии культуры и социологии современной западной культуры.

Начиная с 1980 года, Ю. Н. Давыдов углубленно занимался историей социальной философии и теории социологии, в особенности социологии Макса Вебера. Он известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами. В последние годы он опубликовал две серии статей о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в «постсоветской России» (журналы «Наука и жизнь», «Вопросы философии», «Диалог» и др.), а также статьи по проблемам трудовой этики.

В начале 2000-х гг. областью научных исследований Ю. Н. Давыдова стал новый российский капитализм как проблема, исследуемая средствами теоретической социологии.

Семья

  • Младший брат — Валерий Николаевич Давыдов (род. 1940), депутат Саратовской областной Думы
  • Первая жена — Нина Александровна Давыдова (Цеделер) (1932 - 1985), сценарист
    • дочь — Елена Юрьевна Давыдова
    • сын — Андрей Юрьевич Давыдов (род. 1957), священник, иконописец
  • Вторая жена — Пиама Гайденко (род. 1934), историк философии и социологии.

Научные труды

Монографии

  • Давыдов Ю. Н. Искусство и элита. — М.: Искусство, 1966.
  • Давыдов Ю. Н. Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн. — М., 1967. (Книга вышла только на английском и японском языках.)
  • Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. — М.: Наука, 1968.
  • Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). — М.: Искусство, 1975.
  • Давыдов Ю. Н. Бегство от свободы. — М.: Художественная литература, 1978.
  • Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры (инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь) / АН СССР, Ин-т социол. исследований. — М.: Наука, 1980. — 264 с.
  • Давыдов Ю. Н. «Неомарксизм» и проблема социологии культуры / Под ред. А. П. Соколовского. — М., 1980.
  • Давыдов Ю. Н. и др. Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций / Отв. ред. В. Н. Иванов. — М.: Наука, 1986.
  • Давыдов Ю. Н. и др. США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. Кн. 2 / Ред. В. Н. Иванов, Ю. Н. Давыдов. — М.: Наука, 1988.
  • Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). — М.: Молодая гвардия, 1989.
  • Давыдов Ю. Н., Гайденко П. П. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. — М.: Политиздат, 1991. — ISBN 5-250-00757-0; 3-е изд. — М.: КомКнига, 2010. — ISBN 978-5-484-01084-4.
  • Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. — М.: Мартис, 1998. — 510 с. — ISBN 5-7248-0056-X.
  • Давыдов Ю. Н. и др. Критика современной буржуазной теоретической социологии / Ред. Г. В. Осипов. — М.: Наука, 2003.

Статьи

  • Давыдов Ю. Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель // Вопросы литературы. — 1964. — № 1.
  • Давыдов Ю. Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М.: Музыка, 1976. — С. 49—105.
  • Давыдов Ю. Н. Арьергардные бои музыкального «авангарда» // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М.: Музыка, 1983. — С. 67—125.
  • Давыдов Ю. Н. Кто ты, гомо экономикус? // Наука и жизнь. — 1990. — № 11. — С. 106—111.
  • Давыдов Ю. Н. «Картины мира» и типы рациональности: Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера [: послесловие] // Вебер М. Избранные произведения / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Давыдова, предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с. — ISBN 5-01-001584-6. — (Социологич. мысль Запада). — С. 735—770.
  • Давыдов Ю. Н. Уточнение понятия «интеллигенция»; Современная российская ситуация в свете веберовской типологии капитализма // Куда идёт Россия? Альтернативы общественного развития. Вып. 1: Международный симпозиум 17—19 декабря 1993 г. / Под общ. ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. — М.: Интерпракс, 1994. — ISBN 5-85235-109-1. — C. 244—245; 266—277.
  • Давыдов Ю. Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. — 1994. — № 2.
  • Давыдов Ю. Н. М. Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии. — 1996. — № 6. — С. 71—77.
Еще по этой теме:
Синельников, Александр Борисович
Синельников, Александр Борисович
Александр Борисович Синельников (род. 14 сентября 1953, Москва) — известный российский демограф и социолог, специалист по вопросам семьи, специалист по демографии и истории евреев, публицист. Окончил
Копнин, Павел Васильевич
Копнин, Павел Васильевич
Пáвел Васильевич Копнин (27 января 1922, с. Гжель, Гжельская волость, Бронницкий уезд, Московская губерния — 27 июня 1971, Москва, СССР) — советский философ, гносеолог и логик, доктор философских
Зильберман, Альфонс
Зильберман, Альфонс
Альфонс Зильберман (нем. Alphons Silbermann, 11 августа 1909, Кёльн — 4 марта 2000, там же) — немецкий социолог. Начало биографии Из обеспеченной еврейской семьи, сын владельца типографии. Учился
Каменский, Захар Абрамович
Каменский, Захар Абрамович
Захар Абрамович Каменский (25 августа 1915, Луганск, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — 3 декабря 1999, Москва, Российская федерация) — советский и российский философ,
Семёнкин, Николай Семёнович
Семёнкин, Николай Семёнович
Николай Семёнович Семёнкин (28 августа 1935, Тамала, Саратовский край — 21 августа 2012, Лопаково, Московская область) — советский и российский историк философии, специалист по русской религиозной
Арсен, Поль
Арсен, Поль
Поль Арсен (фр. Paul Harsin; 21 января 1902, Льеж — 7 ноября 1983, там же) — бельгийский учёный, историк, экономист, социолог, профессор (с 1933), доктор философии и литературы (с 1924), доктор
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: