Показать меню

Ашидэ

Ашидэ (кит. 阿史德) — один из знатных тюркских родов в Тюркском каганате.

Происхождение

Ашидэ вели своё происхождение от некоего древнего кагана.

Данные ДНК

В 2015—2016 гг. Фуданьским университетом (г. Шанхай), во главе с этногеномистом Шао-Кинг Вэнем (文少卿) в Китае было проведено тестирование на определение Y-DNA гаплогруппы у аристократического клана Ашидэ.

Субклад клана Ашидэ: Q1a-L53.

Представители клана Ашидэ

Из клана Ашидэ происходили соправитель Второго Тюркского каганата — Тоньюкук, мать китайского военачальника Ань Лушаня.

Тамга Ашидэ

История Ашидэ

В 679 году организация кланом Ашидэ тюркского восстания против династии Тан. При этом каганом объявляется царевич из каганского рода Ашина — Нишу-бег. Лозунг восстания — «Восстановление великого тюркютского каганата!» На будущий престол могут претендовать лишь принцы крови из Ашина, при этом обязательно родственники последнего тюркютского Эль-кагана.

В противовес китайской доктрине провозглашается своя доктрина — «Все китайское нам чуждо, такая жизнь лишь развращает и делает нас слабыми, мы способны сами править собой». Первые столкновения с танскими войсками приносят успех, но император подтягивает из Семиречья дивизии генерала Пэй Син Цзяна. Мятеж подавляется. Часть восставших покоряется, другая откочевывает за Хуанхэ и поднимает на белом войлоке (традиция, сохранившаяся у кочевников вплоть до XIX века) нового царевича из Ашина — Фуняня. Семиреченские дивизии разбивают ополчение и Фунаня, которого казнят в 681 году. Мятежники сдаются на милость победителю. Но самые непримиримые в количестве 17 человек и во главе с царевичем Ашина Кутлугом укрываются в горах Инь-Шаня. К 682 году вокруг Кутлуга скапливается достаточное количество тюркютов и сиров — и он объявляет себя Эльтериш-каганом. Начинается новая война. Успехи Кутлуга (Кутлуг — счастливый) заставляют китайцев снять с тибетского фронта несколько дивизий во главе с Чан-чжи. Численное превосходство китайцев и предопределяет следующий шаг Эльтериша.

Тюркютский каган решается на неожиданный манёвр. Его войско переходит через Гоби и вторгается в Монголию, в пределы Уйгурского каганата. Уйгурский Баз-каган привлекает на свою сторону киданей и танцев, но те не успевают — в 688 году, при численном меньшинстве, тюркюты и сиры наголову разбивают уйгуров. Разбитые токуз-огузы покоряются, лишь уйгуры и племена киби, сыге, тунло, хуань и байси отходят в низовья Эдзингола и принимают танский протекторат, который терпят до середины 90-х годов.

Образуется Второй тюркский каганат. Эльтериш умирает в 693 году, престол занимает его брат Мо-Чур, который принимает тронное имя Капаган-каган. С его именем связан пик могущества Второго тюркского каганата. Он существенно расширяет пределы государства, совершая частые рейды и в глубь Китая. При этом тюрки вторгаются в Среднюю Азию, где сталкиваются с арабами. В 711 году происходит битва Салиха, брата Кутейбы (известный полководец, завоевавший для халифата Среднюю Азию) с Бёгу-каганом (о нём далее более подробно), «главой запада», который был во главе тюрок, чачцев и ферганцев. В этой битве «полегла лучшая часть тюркской знати, с каждым в отдельности не могла бы справиться и сотня мужей». В 712 году на помощь согдийцам, восставшим против арабов, прибывает отряд принцев Могиляна и Кюль-тегина. Они осаждают в Самарканде другого брата Кутейбы, — Абдурахмана. При этом в Семиречье восстают тюргеши. Это восстание подавляет Кюль-тегин.

Капаган жестоко усмиряет и малейшие проявления непокорности вассальных племен. Начало VIII века знаменуется целым рядом мятежей как токуз-огузов, так и других огузских (телеских) племён. При нём, в 711 году, покоряются кыргызы — его войска совершают зимой беспрецедентный горный переход через Саяны и, ночью напав на ставку кыргызского Барс-бега, убивают последнего и ставят во главе кыргызов своего эльтебера.

В 716 году, возвращаясь после очередного карательного похода на племя байырку, Капаган-каган погибает, нелепо наткнувшись то ли на засаду, то ли просто на толпу скрывшихся от тюркютов байыркусцев. Его смерть вызывает кризис в каганате, как обычно это бывает, связанный с правами на престол. Ещё при жизни в 699 году, вопреки традиционному удельно-лествичному порядку наследования от отца к брату или племяннику, Капаган завещает свой трон своему сыну Бёгу. Для Бёгу вводится новый титул — «малый каган, утвердившийся на западе» и ему даётся 40 тысяч воинов. При этом младший брат кагана Дусифу получает титул «телес-шад» (восточный), а племянник и, по «Торё» законный наследник, принц Могилян, — титул «тардуш-шад» (западный). Каждого из шадов он назначил командовать 20-тысячными армиями. Кроме того, Бёгу отдаются «западные десять родов и племя чумугунь», номинально подчинённые тардуш-шаду. Из-под ног законного наследника выбивается опора — находившиеся в его владениях западные племена передавались центру. Сиры и близкий им род Ашидэ, по всей логике вещей, и составляют опору Бёгу. В тюркютских эпитафиях правящие племена названы как «тюрк-сир будун» (тюрко-сирский народ). Сиры находятся на равном с тюркютами положении союзников, а не подчинённых. И кто, как не они — Ашидэ и сиры, мог составить конкуренцию тюркютам, если бы те пошли против Бёгу?

Как только были проведены все поминки по погибшему, Бёгу объявляет себя каганом. Его поддерживает Тоньюкук — глава рода Ашидэ и соратник Эльтериша, при этом родственник каганов — его дочь была замужем за Могиляном. Сам легитимный царевич вроде соглашается, но не смиряется с этим его брат — воинственный Кюль-тегин. Возглавив недовольную тюркютскую знать, Кюль-тегин нападает на ставку и убивает Бёгу. На трон садится Могилян, и он принимает имя Бильге-каган.

Смута сказалась на положении сиров. Если в эпитафии в честь Тоньюкука (написана в 715 г.) мы читаем — «тюрк-сир будун», то в эпитафии Бильге-кагана 735 года уже написано — «тюрк, шесть сиров, девять огузов, два эдиза». Налицо неравное, подчиненное положение сиров. В 717 году вместе с Бёгу были казнены почти все сирские вожди и знать рода Ашидэ. В живых оставили лишь старика Тоньюкука (зачлись его заслуги перед каганатом и то, что он являлся тестем нового кагана). Его лишили званий и отправили в ссылку на три года.

В 734 году от яда, подсыпанного китайским шпионом, умирает Бильге-каган. Ему наследует Йоллыг-каган и правит вплоть до 740 года. Следующим правителем каганата становится малолетний Тенгри-каган. При нём фактически управляет страной его мать — дочь Тоньюкука Бо-бег (Пофу). Сиры не оставляют надежд на трон, и вскоре им предоставляется случай. Одного простого сирского тархана, своего фаворита, Бо-бег вводит в совет буюруков (буюруки — влиятельные советники при кагане). Это вызывает недовольство западного тардуш-шада (и это понятно: в его подчинении находятся все сиры). Он возглавляет заговор. Тенгри-каган упреждает его, и, с подачи матери, этого шада лишают головы. Чаша терпения тюркютской знати переполняется — и теперь уже восточный телес-шад Пан Кюль-тегин нападает на ставку и убивает Тенгри-кагана. Вновь вырезается окружение кагана, жизнь оставляют лишь Бо-бег. На престол садят брата Тенгри.

Вождь сиров ябгу Куту захватывает ставку и садит на престол своего ставленника, тоже малолетнего брата Тенгри по имени Сюань. Пан-кюль-тегина казнят, вместе с ним летят головы тюркютской знати.

В 741 году Куту, почувствовав себя уже достаточно окрепшим, убивает Сюаня и объявляет себя каганом. Но этого стерпеть не могли уже вассалы. В игру вступают токуз-огузы и другие племена. Коалиция басмылов, карлуков и уйгуров берёт власть в свои руки. Смута разгорается, и итогом становится образование Второго уйгурского каганата во главе с Кюллиг-буйлой.

Ашидэ и Ашина

Согласно С. Г. Кляшторному, трудно с достаточной уверенностью определить Ашидэ как род или как племя. Первоначально Ашина и Ашидэ вместе составляли дуальную эндогамную систему, столь хорошо известную у тюркских и монгольских народов, и представляли собой, по Л. Н. Гумилёву, знатнейшие родовые объединения тюркютов.

Вожди Ашидэ носили титул иркин (эркин), обычный для племенных вождей в Тюркском каганате. Вместе с тем их особое положение определялось родством с династией; не случайно один из иркинов Ашидэ носил титул тегин — ‘князь из царского рода, принц’. Клан Ашидэ был по всей видимости неоднородным, так в «Танском обозрении» упомянуты Да Ашидэ и Баянь Ашидэ; их тамги отличаются от тамги Ашидэ.

Для конца VII—VIII вв., вероятно, было бы правильнее говорить об Ашидэ как об одном из племён каганата, которое вместе с Ашина было основной военно-политической опорой Тюркской династии. Именно вожди Ашидэ стали инициаторами освободительного восстания тюрков (679—682). После трёх лет жестокой и трагической борьбы тюркские племена покончили с пятидесятилетним господством Танской империи.

Об этнониме Ашидэ

1. Форма 阿史德 [«Ашидэ»] имеет семантический аспект.

2. В форме 阿史德 [«Ашидэ»] иероглиф 德 является названием одного из главенствующего рода тюркютов.

3. Форма 阿史德 [«Ашидэ»] переводится на пратюркский язык следующим образом «*er baja kut» — «уважаемый древний [род] счастье».

4. Иероглиф 德 [kut] означает лексему «Кутлуг» — «Счастливый», где аффикс «луг» является аффиксом принадлежности, отнесенности к исходной форме, к примеру «кул + луг» — «имеющий раба».

5. Одного из главенствующего рода тюркютов («Ашидэ») называли «Кутлуг».

Еще по этой теме:
Зариасп
Зариасп
Зариасп — предводитель восстания в Азии против македонян в IV веке до н. э. Биография Во время долгого отсутствия Александра Македонского в Индийском походе в ряде сатрапий начались волнения и
Итакура (род)
Итакура (род)
Род Итакура (яп. 板倉氏 Итакура-си) — японский самурайский род, известный с периода Сэнгоку. Члены клана утверждали, что их род ведет своё происхождение от Сибукавы Ёсиаки, сына Асикаги Ясуудзи,
Аль Мактум
Аль Мактум
Аль Мактум (араб. آل مكتوم) — династия шейхов (c 1833 года) и эмиров Дубая (с 1971 года по настоящее время), а также наследственных премьер-министров и вице-президентов Объединённых Арабских
Хосина (род)
Хосина (род)
Род Хосина (яп. 保科氏 Хосина-си) — японский самурайский род, который заявлял о своём происхождении от императора Сэйва (857—877). Одна из ветвей клана Минамото. Хосина Масамицу (1561—1631),
Клан Эгню
Клан Эгню
Эгню — один из кланов равнинной части Шотландии. История клана Существует две версии происхождения названия клана. Согласно первому предположению, название произошло от норманнского дворянского
Ышбара-Толис-шад хан
Ышбара-Толис-шад хан
Ышбара-Толис-шад хан (кит. упр. 沙钵罗咥利失可汗, пиньинь shaboluoxilishikehan, палл. Шаболосилиши кэхань — тронное имя, личное имя — кит. упр. 阿史那同俄, пиньинь ashinatonge, палл. Ашина Тунъэ) — каган
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: