Показать меню

Жан Жорес (теплоход)

«Жан Жорес» — грузовой двухпалубный теплоход трёхостровного типа. Назван в честь деятеля французского и международного социалистического движения Жана Жореса. Вместимость: 3972 брт. Скорость: 10,3 узла. Длина по ватерлинии 112 м. Затонул, подорвавшись на мине 16 января 1942 года при входе в Феодосийский порт.

История постройки

Спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. Назван в честь видного французского социалиста Жана Жореса. В 1931 году вошёл в состав Балтийского пароходства.

До 1941 года грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства. 27 июля 1941 года вошёл в состав Черноморского флота.

В составе Черноморского флота

Частично разгрузившись в Феодосии в ночь с 15 на 16 января, «Жан Жорес», опасаясь налёта авиации противника, вышел в море и к вечеру лёг на обратный курс. 16 января 1942 года в 21 ч. 45 м при заходе в феодосийский порт теплоход уклонился от фарватера и подорвался на магнитной мине. После нескольких часов борьбы за плавучесть был получен приказ затопить судно. Капитан Г. Н. Лебедев приказал демонтировать радиооборудование и открыть кингстоны. Часть команды была снята катером «Кабардинец» и тральщиком «Геленджик». Сорок человек погибло.

Трубы теплохода «Жан Жорес» долгое время выступали из воды, обозначая место затопления судна. В дальнейшем они были срезаны, а место затопления обозначено буем. Так как надстройки теплохода находятся на глубине всего 6 метров, он лежит в районе активного судоходства, были случаи столкновения с ним.

Перспективы подъёма судна

В 1978 году рассматривалась возможность поднятия судна. После изучения материалов Керченско-Феодосийской десантной операции и исследования самого объекта водолазами, было принято решение не поднимать «Жан Жорес». В формулировке решения прямо не было сказано о наличии боезапаса, но и не отвергалось его наличие. Как сообщил начальник ОСВОД Феодосии Александр Черноволов «…не подымать из-за возможной детонации возможных боеприпасов…».

По мнению В. Шайдерова, мэра Феодосии до 2008 года, наличие боезапаса на борту затонувшего теплохода имеет очень большую вероятность. В пользу этих предположений косвенно говорят следующие факты:

  • шла масштабная десантная операция и для её развития нужны были снаряды;
  • теплоход стоял несколько дней под погрузкой в Новороссийске (военная техника грузится быстрее);
  • на борту были артиллерийские орудия (7 артиллерийских орудий было выгружено, одно поднято со дна во время обследования, несколько орудий лежит рядом с транспортом и на его борту. Везти орудия и не везти к ним снаряды — это военный нонсенс);
  • разгрузка не была завершена (то есть трюмы не были вскрыты)
  • в светлое время суток судно ушло в открытое море (обычная практика для транспортов военного времени, перевозящих взрывчатые вещества, чтобы в случае атаки врагом взрыв не произошел в порту. Такой взрыв выведет из строя сам порт и нанесет повреждения в округе);
  • до сих пор не опубликованы официальные данные обследований затонувшего судна;
  • В начале осени 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС провел работы по водолазному обследованию судна «Жан Жорес». Обследование подтвердило наличие военного груза: артиллерийские орудия, снаряды, военную технику.

    В октябре 2015 года началась крупномасштабная операция по разминированию затонувшего судна.

    Капитаны теплохода

    • Н. С. Степанов (принимал теплоход на верфи)
    • М. Я. Гольдбург
    • Б. Т. Шульц (БГМП)
    • И. В Трескин (с декабря 1936 года)
    • Ф. Ф. Пеньков
    • Г. Н. Лебедев

    Название «Жан Жорес» также носило судно типа «Либерти», которым командовала Анна Щетинина.

    Однотипные суда

    • «Макс Гельц»,
    • «Фридрих Энгельс»,
    • «Владимир Маяковский» («Бела Кун»)
    • «КИМ»,
    • «Комсомол»,
    • «Литвинов»,
    • «Челюскинец»

    Карта-схема Феодосийского залива

    • Координаты точки затопления 45°02′07″ с. ш. 35°23′37″ в. д.
    • Глубина затопления 15 метров.
    Еще по этой теме:
    Адмирал Эссен (сторожевой корабль)
    Адмирал Эссен (сторожевой корабль)
    «Адмирал Эссен» — второй фрегат проекта 11356Р, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей. Назван в честь адмирала Российского
    Лида Демеш (судно)
    Лида Демеш (судно)
    «Лида Демеш» — российский грузовой теплоход, приписанный к порту Петропавловск-Камчатский. Общие сведения Теплоход был назван в честь белорусской партизанки Лидии Демеш, казнённой немецкими
    Сизополь (корвет, 1830)
    Сизополь (корвет, 1830)
    «Сизополь» — 24-пушечный парусный корвет Черноморского флота Российской империи. Корвет был назван в память о взятии 16 февраля 1829 года турецкой крепости Созополь отрядом судов под командованием
    Генерал И. Д. Черняховский (теплоход)
    Генерал И. Д. Черняховский (теплоход)
    «Генерал И. Д. Черняховский» — речной круизный комфортабельный трёхпалубный теплоход проекта 588 «Родина», (немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, речной пассажирский теплоход,
    Морской вокзал (Мурманск)
    Морской вокзал (Мурманск)
    Морской вокзал Мурманск — морской вокзал, расположенный в черте города Мурманска. Морской вокзал имеет два причала, один из них — понтонный. На морском вокзале оборудована небольшая набережная. С
    Лебединое озеро (теплоход)
    Лебединое озеро (теплоход)
    «Генерал Ватутин» (с 1993 года «Генерал Ватутін», с 2017 года «General Vatutin», с 2018 года "Лебединое Озеро") — пассажирский четырёхпалубный теплоход проекта 302, тип «Дмитрий Фурманов».
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: