Показать меню

Анна на шее (фильм)

«Анна на шее» — советский художественный фильм, снятый в 1954 году Исидором Анненским по своему сценарию, написанному по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Лидер кинопроката (31,9 млн зрителей).

Приз — «Золотая оливковая ветвь» на Международном кинофестивале в Италии, 1957 год .

Сюжет

«После венчания не было даже лёгкой закуски...» Антон Чехов пишет в рассказе, положенном в основу сценария картины, о 18-летней девушке Анне, которая, желая помочь своей бедствующей семье, вынуждена была согласиться на брак с 52-летним чиновником Модестом Алексеевичем. После смерти матери её отец, учитель чистописания и рисования в гимназии, Пётр Леонтьич запил; у Пети и Андрюши, младших братьев-гимназистов, не было даже сапог. «Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашёлся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами».

«Когда Косоротов получил орден Святой Анны второй степени и пришёл благодарить (любил супруг припоминать Анне один случай), то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое...»

Аня постоянно думала о том, что хотя она и вышла замуж за богатого, «денег у неё всё-таки не было, и, когда сегодня её провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». Супруги стали жить на казённой квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“»

С деньгами у семьи Ани после её замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, так как Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про чёрный день. И часто проверял: все ли вещи целы.

Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье. Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. «Подошёл Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал ещё сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начинала стесняться: «ей уже было стыдно, что у неё такой бедный, такой обыкновенный отец».

На следующее утро после её триумфа к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчётливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“»

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «Подательнице сего выдать 200 рублей» На Пасху Модест Алексеич получил-таки Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остаётся ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить Ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своём каламбуре.

А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Пётр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Пётр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“

В ролях

  • Алла Ларионова — Анна Соболева
  • Александр Сашин-Никольский — Пётр Леонтьевич Соболев, отец Анны
  • Владимир Владиславский — Модест Алексеевич
  • Михаил Жаров — Артынов
  • Александр Вертинский — князь
  • Наталия Белёвцева — княгиня
  • Ирина Мурзаева — Мавра Григорьевна
  • Владимир Шишкин — Дездемонов
  • Геннадий Заичкин — Щёголев
  • Галина Фролова — дама в киоске
  • Алексей Грибов — Иван Иванович
  • Александр Румнев — распорядитель на балу
  • Татьяна Панкова — Аграфена Семёновна, портниха
  • Георгий Гумилевский — буфетчик в театре
  • Михаил Шишков — цыган
  • Владимир Сошальский — офицер с дамой в театре (нет в титрах)
  • Вера Алтайская — дама в карете (нет в титрах)
  • Клавдия Хабарова — дама в карете (нет в титрах)
  • Муза Крепкогорская — прихожанка и девушка на балу (нет в титрах)
  • Георгий Светлани — чиновник (нет в титрах)
  • Ян Янакиев — гусар (нет в титрах)
  • Александр Жуков — лакей (нет в титрах)
  • Екатерина Мазурова — женщина в церкви (нет в титрах)
  • Елена Вольская — дама (нет в титрах)
  • Манефа Соболевская — дама (нет в титрах)
  • Пётр Репнин — гость на балу у князя (нет в титрах)
  • Александра Денисова — дама
  • Клавдия Козлёнкова — молодая дама в карете Артынова (нет в титрах)
  • Валентина Ушакова — молодая дама (нет в титрах)
  • Лев Потёмкин — господин на балу
  • Валентина Беляева — эпизод (нет в титрах)
  • Константин Барташевич — господин на балу (нет в титрах)

Съёмочная группа

  • Автор сценария и режиссёр — Исидор Анненский
  • Оператор — Георгий Рейсгоф
  • Художник — Александр Дихтяр
  • Композитор — Лев Шварц
  • Звукорежиссёр — Дмитрий Флянгольц
  • Монтажёр — Р. О. Шор
  • Спецэффекты А. Крылова и В. Осминкиной
  • Директор — Владимир Роговой

Критика

Критика ставила в вину фильму «облегчённость», некую «водевильность», отступления от первоисточника («больше Островского, чем Чехова»).

Кинокритик Людмила Погожева называла фильм «наиболее ярким примером экранизации Чехова, сделанной без понимания художественной идеи и стиля подлинника». Она писала, что «„роскошная жизнь“, окружающая Анну, показана добротно, с упоением, даже с каким-то восторгом», «то же произошло и с трактовкой образа героини, роль которой исполняла в фильме молодая актриса Алла Ларионова».

Известный критик Виктор Шкловский писал: «…получилась лента, в которой была изображена польза лёгкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблачённой. И это произошло прежде всего оттого, что не было передано чеховское отношение к жизни». Шкловский утверждал: «Мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов… Сюжет Чехова был взят Анненским не как результат авторского познания мира, не как результат выявления нравственного отношения к явлениям жизни, а просто как занимательное событие».

Режиссёр и педагог Михаил Ромм высказывал следующее мнение: «Анненским снят не чеховский материал по самой стилистике… Большинство персонажей этой картины — не из того круга людей, который живописал Чехов». Он дал также следующую оценку: «Ошибочный выбор актёров, ошибочная трактовка образов, неверно сделанная среда — всё это следствие непонимания Анненским самого существа „Анны на шее“».

Кинокритик Пётр Багров отмечал: «…нарядная „костюмная“ лента с красавицей А. Ларионовой в главной роли была обречена на успех. Чеховского в картине было немного, скорее, опять возникало ощущение Чехонте…».

Киновед Cемён Фрейлих утверждал, что в фильме «есть скрытые достоинства, и это — мелодрама, то, что казалось „грехом“, изъяном, — как раз и дало долгую жизнь картине».

Еще по этой теме:
Три дня до весны
05:40, 16 декабрь
Три дня до весны
«Три дня до весны» — российский художественный фильм режиссёра Александра Касаткина. Картина вышла в прокат 4 мая 2017 года к 72-летию со Дня Победы. В апреле 2017 года фильм участвовал в основном
Дикая жизнь
18:39, 14 декабрь
Дикая жизнь
«Дикая жизнь» (англ. Wildlife) — американский драматический фильм режиссёра Пола Дано по сценарию, написанному Дано и Зои Казан. В основу положен одноимённый роман 1990 года писателя Ричарда Форда.
Дама с собачкой (фильм)
16:33, 12 декабрь
Дама с собачкой (фильм)
«Дама с собачкой» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1960 году режиссёром Иосифом Хейфицем по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Фильм снят к столетию со дня
Семейный просмотр
20:11, 06 декабрь
Семейный просмотр
«Семейный просмотр» (англ. Family Viewing) — художественный фильм режиссёра Атома Эгояна. Фильм также известен под названием «Смотрины». Выпущен фильм в Канаде в 1987 году. В фильме поднята проблема
Сказка синего моря
15:40, 05 декабрь
Сказка синего моря
«Сказка синего моря» — российский художественный немой фильм, снятый в 1916 году режиссёром Евгением Бауэром. Вышел на экраны 9 августа 1916 года. Фильм не сохранился. Сюжет Сценарий опубликован в
Письмо Анне
00:36, 02 декабрь
Письмо Анне
«Письмо Анне» (нем. Ein Artikel zu viel); — документальный фильм 2008 года, снятый швейцарским режиссёром Эриком Бергкраутом, в котором рассказывается об истории убийства российской журналистки Анны
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: