Показать меню

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге; расположен на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор В. П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней), П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м, высота пролёта — 15 м.

Деревянные триумфальные ворота

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Возобновление из кирпича и меди

Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.

По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17(29) августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.

Этапы реставрации

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.

В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.

28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.

В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз).

В 1932 г. была проведена значительная реставрация.

Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.

После войны ворота реставрировались ещё трижды: в 1949—1952 годах (архитектор И. Н. Бенуа), в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

1949—1950 г.г. Поставили леса и проводили обследования и обмеры. Руководитель Б. А. Розадеев, архитекторы Н. Л. Апостолова, Т. В. Берсенева, Е. Г. Мелик-Багдасарова, М. И. Толстов, Н. Ю. Харрик. В то же время обследованием занимались архитектор И. Н. Бенуа и техник Л. А. Скоробогатова.

К реставрации приступили в январе 1951 г.

Музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота»

Вход в музей

В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, работает Музей Воинской славы, созданный в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда. В том же году в Государственном музее городской скульптуры появился новый филиал — «Нарвские триумфальные ворота», в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.

Еще по этой теме:
Триумфальные знаки отличия
08:37, 18 декабрь
Триумфальные знаки отличия
Триумфальные знаки отличия, или триумфальные украшения (лат. insignia или ornamenta triumphalia) — высшая награда древнеримских полководцев в эпоху империи. Описание Триумфальные знаки отличия
Мостовые ворота (Ахен)
16:49, 17 декабрь
Мостовые ворота (Ахен)
Мостовые ворота (Понттор, нем. Ponttor) — северо-западная воротная башня городской стены в городе Ахене (федеральная земля Северный Рейн — Вестфалия). Расположены на пересечении улиц Понтваль,
Нижняя набережная Ангары (Иркутск)
07:03, 12 декабрь
Нижняя набережная Ангары (Иркутск)
Нижняя набережная Ангары — улица в Правобережном округе Иркутска, набережная реки Ангары. Находится в северной части исторического центра города, является старейшей улицей и набережной Иркутска.
Порта-Нигра
00:29, 10 декабрь
Порта-Нигра
Порта-Нигра (нем. Porta Nigra, лат. Porta Nigra — «чёрные ворота») — самые большие и наиболее хорошо сохранившиеся античные ворота в мире, расположены в городе Трир, Германия. Название Porta Nigra
Фрунзенская (станция метро, Санкт-Петербург)
16:58, 09 декабрь
Фрунзенская (станция метро, Санкт-Петербург)
«Фрунзенская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Московские ворота» и «Технологический институт». Станция открыта 29 апреля 1961
Львовская брама (станция метро)
07:50, 03 декабрь
Львовская брама (станция метро)
«Львовская брама» (укр. «Львівська брама») — недостроенная и законсервированная станция Киевского метрополитена. Расположена на Сырецко-Печерской линии, между станциями «Лукьяновская» и «Золотые
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: