Показать меню

Царь Кандавл (балет)

«Царь Кандавл» — балет в четырёх действиях и шести картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни по либретто Анри де Сен-Жоржа и Мариуса Петипа, основанном на поэме Теофиля Готье «Царь Кандавл». Назван по имени полулегендарного царя Лидии Кандавла.

Премьера состоялась 29 (17) октября 1868 года на сцене петербургского Большого театра. В главных ролях выступили Генриетта Дор (Низия) и Александра Кеммерер (Диана). Художники Г. Вагнер, В. Егоров, В. Прохоров, А. Бредов и А. Роллер.

Постановка в Петербурге

«Царь Кандавл» — второй после «Дочери фараона» (1862) спектакль Мариуса Петипа крупной формы. Был поставлен для балерины Генриетты Дор, приглашённой в Петербург из Вены.

Здесь Петипа попробовал отступить от негласной традиции императорской сцены, требовавшей непременного благополучия финала в балетном спектакле. Сам балетмейстер шутливо относил этот балет к «грехам молодости» — тем не менее, этот «фантастический балет», насыщенный всевозможными танцами, имел долгую сценическую жизнь.

На петербургской сцене спектакль шёл до 1876 года, 23 января 1877 года был дан в бенефис балерины в бенефис Е. О. Вазем [уточнить]. В 1891 году Петипа возобновил постановку специально для бенефиса Христиана Иогансона, который, по словам Кшесинской, даже в преклонном возрасте «мог превосходно выражать мысли и душевное состояние посредством движений».

Впоследствии возобновлялся в 1908 году режиссёром труппы Николаем Сергеевым (главную роль исполнила Матильда Кшесинская). В декабре 1909 года в роли Низии выступила Анна Павлова, привлечённая драматизмом судьбы и силой характера героини. Вскоре после революции спектакль прекратил своё существование.

Постановка в Москве

Вскоре после премьеры, 26 ноября 1868 года, директор Императорских театров Александр Гедеонов предписал конторе командировать танцовщика Мариуса Петипа в Москву «для постановки на тамошнем театре нового балета, сроком на шесть недель». 27 ноября состоялась премьера его одноактного балета «Путешествующая танцовщица» с участием Александры Кеммерер, а уже на следующий день «Московские новости» сообщили, что «прибывший из Петербурга балетмейстер г. Петипа занят постановкой нового балета „Царь Кандавл“, сюжет которого отчасти заимствован у Геродота. Балет этот, о котором видевшие его в Петербурге рассказывают чудеса, пойдёт в бенефис г-жи Собещанской». Премьера состоялась 22 декабря.

Критика

В 1874 году «Царь Кандавл» был среди балетов, показанных Мариусом Петипа посетившему Петербург Августу Бурнонвилю. Датский хореограф, увидевший, кроме «Царя Кандавла», такие спектакли Петипа, как «Бабочка», «Дочь фараона», «Дон Кихот» и «Эсмеральда» (в постановке Фанни Эльслер?), осудил «бесстыдство стиля, заимствованного у гротесковых итальянцев и нашедшего покровительство на упадочной сцене парижской Оперы», посетовав на «гимнастические экстравагантности, не имеющие отношения ни к настоящему танцу, ни к искусству пластики и не оправданные ни ролью, ни действием балета». С его точки зрения, эти спектакли были «поставлены с роскошью, не знающей равной ни в одном из театров Европы», однако оказались чужды «принципам Новерра и Вестриса».

Последующие постановки

С началом советской эпохи балетмейстер Леонид Леонтьев представил на сцене Ленинградского театра оперы и балета свою версию спектакля. Премьера «Кандавла» в 3-х актах и 5 картинах (в духе того времени «царя» из афиши исключили) состоялась 1 марта 1925 года. Согласно новому сценарию Н. Г. Виноградова, сюжет строился «на народном восстании против тиранического деспота Кандавла», в соответствии с чем героиней балета стала не царица Низия, а пастушка Клития — «душа революционного заговора». Музыка Цезаря Пуни была оркестрована заново Борисом Асафьевым, при сохранении прежней художественной монтировки (т. е. оформления); балетмейстер Леонид Леонтьев приспособил под новый сюжет старую хореографию Петипа.

Несмотря на возможности драматических экспериментов, «осовремененная» переделка классического спектакля в репертуаре театра не удержалась и быстро сошла со сцены.

Исполнители

Еще по этой теме:
Янин, Геннадий Петрович
Янин, Геннадий Петрович
Геннадий Петрович Янин (16 мая 1968, Серпухов) — артист балета, солист Большого театра. Заслуженный артист Российской Федерации (1999), лауреат премии «Золотая маска» (2004). Ведущий программы
Ветров, Александр Николаевич
Ветров, Александр Николаевич
Александр Николаевич Ветров (род. 10 мая 1961, Москва) — артист балета, балетмейстер и педагог, солист балета Большого театра в 1979—1997 годах. Заслуженный артист РСФСР (1988), народный артист
Розати, Каролина
Розати, Каролина
Каролина Розати (итал. Carolina Rosati, настоящая фамилия Галлетти (Carolina Galletti), 13 декабря 1826, Болонья — май 1905, Канны) — итальянская балерина, выступавшая в Милане, Лондоне, Париже и
Орех Беневенто
Орех Беневенто
«Орех Беневенто» (итал. Il noce di Benevento) — фантастический балет Сальваторе Вигано на музыку Франца Зюсмайера, премьера которого состоялась в миланском театре Ла Скала 25 апреля 1812 года. Сюжет
Гранцова, Адель
Гранцова, Адель
Адель Гранцова, иногда также Гранцов (фр. Adèle Grantzow; 1 января 1845, Брауншвейг, герцогство Брауншвейг — 7 марта 1877, Берлин, королевство Пруссия) — артистка балета немецкого происхождения, в
Майерлинг (балет)
Майерлинг (балет)
Майерлинг — неоклассический балет Кеннета Макмиллана на музыку произведений Ференца Листа. В 1992 году Макмиллан скончался за кулисами Королевского театра Ковент-Гарден во время представления
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: