Культурные ценности
Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывание эстетического, научного, и исторического воздействия на человека.
Впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году. Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В настоящее время в каждом государстве имеется своё, национальное определение этого понятия, при этом, в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения.
Рынок культурных ценностей и предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. Существует и незаконный оборот культурных ценностей. Борьба с незаконным оборотом культурных ценностей может производиться с помощью публичных государственных реестров культурных ценностей, а также созданием и распространением кодексов профессиональной этики для торговцев культурными ценностями.
Категории предметов, являющихся культурными ценностями
- нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения — нравственные ценности
- языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства — культура
- результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость - научные ценности, знание, наука
- здания, сооружения, объекты, предметы культа, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории — исторические ценности
Понятие культурной ценности с философской точки зрения
Экспертиза культурных ценностей представляет собой особый вид бинарных взаимодействий субъекта и объекта, при которых количество субъектов и объектов может варьироваться от единицы до бесконечности. Как технологический процесс экспертиза представляет собой цикл трёх параллельно протекающих действий: научной атрибуции, культурных ценностей, технико-технологического исследования материального носителя культурной ценности и маркетинговый анализ стоимости культурной ценности. Являясь оценкой нравственных ожиданий знатока. Экспертиза культурных ценностей всегда содержит мнение, и поэтому имеет субъективный характер, который приобретает необъективный статус после коллегиального утверждения результатов экспертизы. Основные параметры экспертизы культурных ценностей отражающие степень её научности: надёжность, вероятность, валидность.
Ценность — определённая объективная справедливость, находящаяся в обладании конкретного субъекта права: человека или группы людей.
Культурной ценностью называется определённая сфера, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной ценностью;
где Универсальная ценность — материальный предмет, в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов, как отдельных индивидов, так и различных социальных групп.
Выдающаяся универсальная ценность — это культурную ценность значимая для мирового сообщества .
Любая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:
КЦ = αp, где α — его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта p — степень вероятности подлинности предмета.Универсальная культурная ценность (КЦΣ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:
КЦΣ= αp + βq + γr, где α — ценность предмета (объекта) для государства, β — ценность предмета (объекта) для религиозной организации, γ — ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию), p, q, r — соответствующие вероятности подлинности предмета.- Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека как «нечто» из гомогенной среды, т. е «нечто» должно объективно существовать, а не потенциально представляться.
- Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
- Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.
Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка): «материальное — духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.
При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет — носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса.
Музейный предмет — культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление.
Атрибуция культурной ценности
Процесс научной атрибуции культурной ценности: субъект атрибуции (SA) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции OA(a, b, c) некоторому количеству признаков (ai, bi, ci) объекта (Оi), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции — OSA, которое является проекцией мира универсума множества — О на сознание субъекта атрибуции.
Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта OA(a, b, c) ∋ Оi(ai, bi, ci), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта Оi(ai, bi, ci), который, вероятно, имеет место в реальном мире — O.
Фактор вероятности (p) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (Оi) соответствуют реальному положению его в Универсуме — O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) — известным признакам объектов сравнения Оi, Оj, Оk, … Оn-1.
При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции OA(a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.
Следствие 1: атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса, при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершённой:
Аэn ⊃ Аэn-1 … ⊃ Ани ⊃ Афзк ⊃ Адх, где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей, Афзк — атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией, Ани — атрибуция в процессе научной инвентаризации, Аэn, Аэn-1 — атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями: экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.Эта формула показывает, что задача атрибуции предельна конкретна — провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции — выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и Универсуме.
Следствие 2: атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы, что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности. Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.
Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия.