Показать меню

Эскадренные миноносцы типа «Муракумо»

Эскадренные миноносцы типа «Муракумо» (яп. 叢雲型駆逐艦 Муракумогата кутикукан) — тип японских эскадренных миноносцев. Также известен как тип «Синономэ».

Предыстория

Активное развитие миноносцев, наглядным подтверждением чему стала японо-китайской война, в частности-успешная атака на китайскую военно-морскую базу Вэйхайвэй, заставило японский Морской Генеральный штаб обратить внимание на корабли, способные бороться с ними. Основные принципы развития флота были сформулированы в программе 1896 года, по которой и были определены ТТХ первых японских эскадренных миноносцев. В 1896—1897 годах было заказано сразу 12 кораблей: 6 компании «Ярроу»(тип «Икадзути») и 6 компании «Торникрофт»(тип «Муракумо»).

Строительство и конструкция

Проект эсминцев был создан на основе ранних британских представителей класса B, они являлись типичными представителями этого типа для начала XX века. Япония закупила несколько серий таких кораблей, а позже развернула их производство на своих верфях: всего в состав японского флота вошло около 55 единиц, последние из которых(типа «Камикадзэ») были построены в 1909 году.

Эсминцы строились по тому же техническому заданию, что и корабли постройки «Ярроу», но при этом имели существенные отличия, связанные прежде всего с применением более эффективных котлов конструкции Торникрофта. Большая паропроизводительность позволила уменьшить их число до трёх, перекомпоновать котельные отделения, спарив дымоходы и уменьшив таким образом количество дымовых труб с 4 до 2. Это дало кораблям нехарактерный для японских эсминцев того времени и в то же время менее заметный силуэт. В силу того, что котлы Торникрофта имели меньшую высоту, нежели котлы конструкции Ярроу, они не выступали над палубой, а из-за более низкого расположения центра тяжести улучшилась и остойчивость.

Эсминцы этого типа оказались мореходнее своих аналогов, построенных «Ярроу», несмотря на более чем на 10% меньшее водоизмещение. Все корабли превысили контрактную скорость: на ходовых испытаниях «Усугумо» развил 30,37 узлов, «Кагэро» 30,45 узлов, а «Сирануи» 30,517 узлов.

В 1901-1902 компания «Торникрофт» дополнительно построила ещё два корабля по изменённому проекту(тип «Сиракумо»).

История службы

К началу русско-японской войны «Кагэро», «Муракумо», «Югири», «Сирануи» числились в 5-м отряде истребителей, «Усугумо» и «Синономэ» — в 3-м. Действовали под Порт-Артуром. Корабли 3-го отряда участвовали в бою со «Стерегущим».

После начала войны была проведена модернизация, заключающаяся в замене носового 57-мм орудия на второе 76-мм (что дало японцам значительное преимущество в огневой мощи над русскими эсминцами), установке радиотелеграфной станции (для растяжки антенн которой между торпедными аппаратами пришлось поставить легкую грот-мачту), переносу камбуза из жилого отсека в небольшую рубку, размещенную за котельным вентилятором между первой и второй трубами. Всё это приблизило характеристики кораблей к более позднему типу «Харусамэ».

В ходе Цусимского сражения «Югири» получил повреждения при столкновении с «Харусамэ». Днём 28 мая истребители 5-го отряда приняли активное участие в преследовании русских эскадренных миноносцев, пытавшихся прорваться во Владивосток. «Муракумо» вёл бой с эсминцем «Быстрый», который смог на короткое время оторваться, но из-за острой нехватки угля был выброшен на корейский берег и взорван командой. «Кагэро» преследовал «Грозного»,который в ходе боя нанёс ему повреждения и смог прорваться во Владивосток. «Сирануи» же вступил в тяжёлый бой с «Громким» и после часовой дуэли всё же потопил его, получив при этом более 20 попаданий и чудом уцелев в силу того, что попавшая в него русская торпеда не взорвалась.

Как и в случае с типом «Икадзути», высокой оказалась аварийность в мирное время. 10 мая 1909 года тайфуном были выброшены на берег и серьёзно повреждены «Муракумо» и «Синономэ». Оба были восстановлены: первый в Тоба, второй в Йокосука. «Синономэ» же 23 июля 1913 года он погиб в тайфуне у побережья Формозы. Тогда же был повреждён «Усугумо», но его удалось восстановить.

«Кагэро» осенью 1914 года в составе 13-го дивизиона эсминцев участвовал в блокаде Циндао.

После окончания Первой Мировой войны все пять оставшихся эсминцев были разоружены и позднее, в 1922—1925 годах списаны.

Представители серии

Еще по этой теме:
Быстрый (миноносец)
05:35, 19 декабрь
Быстрый (миноносец)
«Быстрый» — эскадренный миноносец типа «Буйный», погибший в Цусимском сражении. История корабля В 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи Невского
Броненосные крейсера типа «Касуга»
03:39, 19 декабрь
Броненосные крейсера типа «Касуга»
Тип «Касуга» (яп. 春日型装甲巡洋艦) — тип японских броненосных крейсеров. Изначально являлись развитием типа «Джузеппе Гарибальди» (по другой версии принадлежали ко второй серии этих крейсеров) и строились
Z-6 Theodor Riedel
17:58, 16 декабрь
Z-6 Theodor Riedel
Z-6 Теодор Ридель (нем. Z-6 «Theodor Riedel») — немецкий эскадренный миноносец типа 1934A. Назван в честь корветтен-капитана Теодора Риделя, командира 6-й полуфлотилии миноносцев, погибшего на
Фулун (миноносец)
12:27, 08 декабрь
Фулун (миноносец)
«Фулун» (кит. трад. 福龍, упр. 福龙, пиньинь Fúlóng, «Счастливый дракон») — мореходный миноносец германской постройки Императорского флота Китая, впоследствии «Фукурю» — в Императорском флоте Японии.
102-мм пушка Обуховского завода
15:28, 06 декабрь
102-мм пушка Обуховского завода
102-мм пушка Обуховского завода — корабельное орудие калибра 102 мм, разработанное конструкторами Обуховского сталелитейного завода. Состояло на вооружении Военно-Морского Флота Российской империи
Стремительный (миноносец)
12:32, 03 декабрь
Стремительный (миноносец)
«Стремительный» — русский миноносец типа «Сокол» (10 октября 1907 года переклассифицирован в эскадренные миноносцы). Нёс боевую службу на Черноморском флоте. Факты Во время восстания на броненосце
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: