Показать меню

Ушу

Ушу (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Определение

Ушу (武术) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Другие названия

  • Кунфу (на кантонском наречии), Гунфу (на путунхуа) — буквально «мастерство», также означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения ушу, используется также вариант kung fu.
  • Гошу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • Уи — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюаньфа (буквально «кулачные методы») или Цюаньшу (буквально «кулачная техника») — один из разделов ушу, иногда это слово используется как синоним всего ушу.

Кунфу и ушу

По сути, кун-фу (или гунфу) и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫, также неправильно транскрибируемое как «кунгфу») означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространённом на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус. кунфу).

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу» (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях.

Ушу. Спортивное направление

Ушу-таолу

Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей традиционного ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

  • Чуаньтун-таолу («традиционные комплексы») — раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники соревнуются в выполнении комплексов движений традиционных школ китайского ушу. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в таолу. От обычного спортивного ушу-таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей ушу) и большим количеством используемого традиционного оружия, однако важно понимать, что при этом он всё равно остаётся именно разделом «гимнастики ушу», и никакого отношения к традиционному ушу не имеет. Ряда стилей, которые включены в данную программу, в традиционном ушу не существовало вообще, а для некоторых из всё-таки существовавших стилей («орлиный коготь», «кулак богомола» и др.) комплексы для соревнований были сочинены «с нуля» во второй половине XX века, без какой-либо связи со «стилем-прародителем».

Саньда (саньшоу) спортивное

Саньда (кит. упр. 散打, пиньинь sǎndǎ, буквально: «свободные удары; свободный бой») или саньшоу (кит. упр. 散手, пиньинь sǎnshǒu, буквально: «свободные руки»), также китайский бокс — это современное китайское искусство рукопашного боя и вид спортивного контактного единоборства. Саньда (Саньшоу), как система боя, было разработано китайскими военными на основе изучения и практики традиционного Ушу, современных методов самообороны и элементов других боевых систем. Оно сочетает в себе удары руками и ногами, броски, захваты (踢打摔拿). В рамках развития спортивного ушу китайским правительством, была разработана стандартная учебная программа, разделённая на обучение Саньда как системе методов самообороны и как для отдельного вида спорта.

Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачён в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксёрские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бёдер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксёрских шортах и перчатках): профессиональные бои взрослой возрастной группы.

Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.

Оцениваемая техника: удар ногой в голову (2 балл), по корпусу (2 балл), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 5 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остаётся на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена.

Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счёт (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).

Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки в обоих раундах.

Запрещённые действия: в возрастных категориях до 15 лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешён в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере запрещена (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в СНГ, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).

Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику), также оценивается по итогам как положительное техническое действие). Два выхода за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран (у детей — любой нокдаун — проигран бой, у юношей — нокдаун в раунде — проигран раунд), больше 3 за бой — проигран бой.

Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

Чанбин (поединки на длинном оружии)

Туйшоу

Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.

Шуайцзяо (борьба)

Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена империи Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).

Неполный список стилей традиционного ушу

  • Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
  • Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
  • Байхэцюань (Кулак Белого журавля)
  • Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
  • Гоуцюань (Кулак собаки)
  • Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
  • Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
  • Илицюань (Кулак сознания, направляющий силу)
  • Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
  • Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
  • Люхэбафацюань (六合八法拳) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
  • Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
  • Лянъицюань (兩儀拳/两仪拳) https://web.archive.org/web/20061123210224/http://www.wudangtao.net/liangyi/
  • Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
  • Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
  • Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний)
  • Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
  • Синъицюань (Кулак оформленной воли)
  • Синьилюхэцюань (心意六合拳) Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий
  • Суньбиньциань (Кулак полководца Сунь Биня)
  • Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
  • Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
  • Танланцюань (Кулак богомола)
  • Таньтуй
  • Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
  • Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
  • Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
  • Уцзяцюань (Кулак семьи У)
  • Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
  • Хоуцюань (Кулак обезьяны)
  • Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
  • Хуацюань (Расцветающий кулак)
  • Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
  • Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
  • Хуцюань (Кулак тигра)
  • Хэцюань (Кулак журавля)
  • Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
  • Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
  • Чацюань (Кулак Ча-мира)
  • Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
  • Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
  • Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
  • Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
  • Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)

Известные мастера ушу

  • Юй Даю (1503—1579)
  • Янь Сичжай (1635—1704)
  • Люй Цзыцзянь (1893—2012)
  • Лам Сайвин (1860—1943)
  • Фон Сайюк
  • Хуан Байцзя (1643-?)
  • Чэнь Вантин (?-1719)
  • Цао Цзиу (конец XVII—начало XVIII вв.)
  • У Чжун
  • Ян Лучань
  • Гань Фэнчи
  • Чан Найчжоу (1724—1783)
  • Сунь Лутан
  • Сунь Тун
  • Ци Синь
  • Фэн Кэшань (1776—1814)
  • Сун Майлунь (1809—1893)
  • Ван Чжиго (ок. 1840-?)
  • Лян Сюэсян
  • Чжао Саньдо (1841—1902)
  • Хуан Фэйхун (1847—1924)
  • Цай Юймин (1853—1910; по другим данным 1849—1902)
  • Хо Юаньцзя (1868—1910)
  • Ип Ман (1893—1972)
  • Ван Цзыпин (1881—1973)
  • Вон Кхейин
  • Мяосин (1875—1933) по прозванию Вэньхао, люди называли его «Золотым архатом». Из уезда Дэнфэн провинции Хэнань. С детства занимался боевыми искусствами, также занимался литературным трудом, изучал буддийское учение. Достигнув совершеннолетия отправился странствовать, совершенствовался в боевом искусстве. Через несколько лет пришёл в монастырь Шаолинь, обрил голову и стал монахом, получал указания от настоятеля Хэнлиня, изучал методы боя шестом втыкающимся в гору, кулак архатов, методы воздействия на точки, болевые приемы связанные с воздействием на кости, циньна, цигун, стал большим мастером. Когда в 1923 году Хэнлинь ушёл в нирвану, Мяосин стал новым настоятелем. Он нарушил традицию непередавания вовне секретных техник, стал широко обучать монахов и мирян, распространять шаолиньское ушу. В 1933 году убит в бою. После него остались рукописи «Разъяснение шаолиньского кулака» и «Разъяснение шаолиньского шеста». До наших времен передаются написанные рукой Мяосина «Указания по лоханьцюань».
  • Тун Чжунъи (1879—1963) по прозванию Лянчэнь. Маньчжур. Предки его были из Шэньяна провинции Ляонин, но в шестом поколении переехали в Цанчжоу провинции Хэбэй. В семье передавалось искусство борьбы шуайцзяо и медицинские знания. Тун Чжунъи с детства изучал семейные искусства, изучил люхэцюань, был искусен в шуайцзяо и метании шариков. С 1904 года в Фэнтяне (нынешний Шэньян) начал зарабатывать на жизнь работой охранника. В 1910 году стал вторым по старшинству преподавателем ушу дворцовой стражи. С 1911 года — костоправ 1-го полка кавалерии провинции Чахар. В 1917 году — тренер ушу и шуайцзяо в провинции Аньхой. В последующие годы работал преподавателем ушу и шуайцзяо в различных армейских частях. В 1927 году победил в Шанхае японского мастера дзюдо, основал «Общество кулачного искусства Чжунъи» и «Всекитайское общество шуайцзяо», преподавал боевую технику и медицину. В 1928 году вошёл в число людей, признанных лучшими на всекитайских «испытаниях по гошу». После этого работал в шанхайском Институте гошу, преподавал ушу в разных учебных заведениях, преподавал шуайцзяо в Ассоциации Цзинъу. После основания КНР Тун Чжунъи работал в различных организациях, занимавшихся развитием ушу и китайской медицины. Автор работы «Приёмы китайской борьбы шуайцзяо».
знаменитые деятели ушу XX века
  • Чэнь Гунчжэ (1880-?) из Сяншань (нынешний уезд Чжуншань) провинции Гуандун. В шесть лет уже помогал старшей сестер торговать, в девять лет вместе с отцом переехал в Гонконг, на следующий год вернулся в родную деревню. В двадцатилетнем возрасте пришёл в Атлетическое училище Цзинъу, позднее вместе с Яо Чаньбо и Лу Вэйчаном создал Ассоциацию Цзинъу. Когда в 1911 году в Учане началось восстание и Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) прибыл в Шанхай, Чэнь Гунчжэ приветствовал его как представитель Сяншаня. В 1915 году вместе с Яо Чаньбо основал Ассоциацию Цзинъу в Шанхае на улице Пэйкайр, вместе с Чэнь Тешэном начал издавать библиотечку по методам боя. В 1918 году основал парк Цзинъу. В ноябре 1919 года учредил Ассоциацию Цзинъу Гуандуна и Гонконга. В следующем году участвовал в поездке во Вьетнам и Сингапур, учреждал Ассоциации Цзинъу. В 1923 году вновь участвовал в поездке по странам южных морей, пошёл в ученики к Чжан Тайяню. После 1935 года почти не участвовал в работе Ассоциации Цзинъу. В 1957 году был гостем на Всекитайском чемпионате по ушу, по возвращении в Гонконг написал «Историю китайского ушу», в основном посвящённую 50-летней истории Ассоциаци Цзинъу.
  • Ма Лян
  • Чжан Чжицзян (1882—1966) по прозвищу Цзыцзян. Родом из провинции Хэбэй. С детства следуя деду изучал «Четверокнижие» и «Пятиканоние», занимался тайцзицюань и багуачжан. Повзрослев поступил в Университет сухопутных войск. С 1901 года — на армейской службе, служил в Северной регулярной армии Цао Куня, в кавалерийских частях возглавляемых У Пэйфу. В 1914 году вступил в войска Фэн Юйсяна. Был командиром кавалерийского дивизиона, командиром бригады, командиром корпуса, командиром войск провинции Чахар, главнокомандующим Национальной армии, генерал-губернатором Северо-западной границы, умиротворяющим генерал-губернатором провинции Цзянсу. В 1927 году он покинул военную службу и при помощи Ню Юнцзяня и Ли Цзичэня основал в Нанкине «Институт исследования гошу», в следующем году преобразованный в «Центральный институт гошу», ректором которого стал Чжан Чжицзян. Чжан Чжицзян упорно боролся с закрытостью стилей, приглашал преподавать в Институте мастеров различных направлений, ликвидировал первоначальное разделение Института на Шаолиньский и Уданский факультеты и ввёл обучение по научно систематизированной программе. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей, тренировки как комплексов так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. На проводимых им «государственных испытаниях по гошу» были как состязания по комплексам, так и состязания по поединкам, в состязаниях по поединкам участвовали те, кто прошёл отбор по выполнению установленных комплексов. Руководствуясь идеей о совместном изучении китайских и западных систем, Чжан Чжицзян в 1933 году организовал «Учреждение по специализированному изучению гошу» (позднее переименованное в «Государственное педагогическое учжреждение по специализированному изучению гошу») и стал его главой. В 1929 году Чжан Чжицзян командировал специальных людей в Японию для изучения дзюдо и кэндо, а также изучения опыта преподавания, а в 1933 и 1936 году посылал команды для демонстрации и пропаганды ушу в провинции Гуандун и Гуанси, Фуцзянь, в Гонконг, Филиппины, Сингапур, Малайзию. В годы войны с Японией Чжан Чжицзян эвакуировал коллективы Центрального института гошу и Учреждения по специализированному изучению гошу на юг. В 1948 году было объявлено о закрытии Центрального института гошу, и Чжан Чжицзян поселился в Шанхае. После образования КНР Чжан Чжицзян был избран членом НПКСК. В 1956 году был главой судейского комитета на Фестивале 12 команд по ушу. Автор работ «Впечатления о путешествии на Восток», «Национальное искусство и национальные трудности», «Гошу и спорт».
  • Ли Цзинлинь (1885—1931) по прозвищу Фанчэнь. Родом из провинции Хэбэй. В конце династии Цин получил военное образование в Баодине. В разное время служил в казармах нижнего уровня дворцовой стражи, начальником штаба у генерал-губернатора провинции Хэйлунцзян, командиром полка в действующей армии, командиром бригады и командиром дивизии в Фэнтяньской армии. В 1924 году во время 2-й Чжили-Фэнтяньской войны был командиром армии, после войны был верховным комиссаром по военным делам в провинции Чжили, главнокомандующим объединённой Чжилийско-Шаньдунской армией. В 1927 году Ли Цзинлинь удалился от военных дел и вместе с таким влиятельным в военных и политических кругах человеком как Чжан Чжицзян основал Институт по исследованию гошу в Нанкине, в том же году переименованный в Центральный институт гошу, Ли стал заместителем ректора. Ли Цзинлинь с детства увлекался боевыми искусствами, особенно любил меч-цзянь. Он не только с чувством исполнял комплексы, но и искусно фехтовал. Пока Ли Цзинлинь был заместителем ректора Центрального института гошу, он привлек к работе многих специалистов в области боя мечом-цзянь, и созданный ими комплекс с мечом стал известен как «Удан цзянь». Позднее Ли обучал искусству действий мечом в Нанкине, Шанхае и Цзинани. Его ученик Хуан Юаньсю написал книгу «Главные требования к уданским методам действий мечом», где описал переданные Ли техники.
  • Чжу Гофу (1891—1968) по прозвищу Бингун, родом из провинции Хэбэй. В детстве пошёл в ученики к «железному архату» Чжан Чанфа и изучил шаолиньское кулачное искусство архатов. Потом учился у некоего даоса, изучал как медицину, так и методы боя без оружия и с оружием. В 12 лет пошёл в ученики к Ма Юйтану и изучил синъицюань, получал указания Ли Цуньи и Чжан Чжанькуя. Позднее пошёл в ученики к Сунь Лутану и Ван Юхэну, изучал багуа, тайцзи и шуайцзяо. В 1928 году попал в число лучших на «государственных испытаниях по гошу». Преподавал ушу в «отряде алебардистов» Фэн Юйсяна. Позднее был начальником Учебного отдела в Нанкинском институте гошу. Во время Второй мировой войны жил в Чунцине, преподавал в Чунцинском университете. После образования Нового Китая стал членом правления Всекитайской Ассоциации Ушу, председателем Чунцинской Ассоциации Ушу. Автор таких работ по ушу, как «Циньна», «Трактаты по синъилюхэцюань», «Синъи сисуй баоцзянь цигун», «Происхождение и история синъицюань», «Сборник гошу» (4 выпуска), «Взаимосвязь гошу и оздоровления». Под его редакцией выходили такие материалы, как «Бой на копьях», «Маньцзянхун», «Тренировка саньда и дуаньбин», «Парный комплекс ухуапао», «Парные комплексы с мечами удан и куньу». «Спортивный массаж».
  • Цзян Жунцяо (1891—1974)
  • Тан Хао (1897—1959) по прозвищу Фаньшэн, по прозванию Лихуа, родом из уезда У провинции Цзянсу. В молодости усердно занимался самообразованием, а в перерывах любил заниматься боевым искусством. Когда приехал на заработки в Шанхай, то у Лю Чжэньнаня из Дэчжоу провинции Шаньдун изучил люхэцюань. Позднее стал директором шанхайской начальной школы Шангун, преподавал там изученное ушу делая особый упор при тренировках на цзибэньгун и акробатику. В 1927 году был арестован «по подозрению в коммунизме», но благодаря заступничеству Чжу Гофу выпущен, позднее отправился в Японию изучать право и управление, параллельно изучал дзюдо и кэндо. После возвращения на родину по приглашению Чжан Чжицзяна стал начальником редакционно-издательского отдела Центрального института гошу. В 1936 году гоминьдановской полицией были арестованы семь лидеров Всекитайской ассоциации национального спасения — Шэнь Цзюньжу, Ши Лян и другие. Обвинение в «угрозе национальным интересам» было предъявлено в том числе Тао Синчжи и Гу Люсиню. Тан Хао не испугался насилия и стал защитником Гу Люсиня. В 1941 году шанхайские адвокаты были неожиданно задержаны марионеточной полицией, и после ареста японским жандармским управлением были избиты плетьми. После этого ему пришлось оставить Шанхай, и он работал адвокатом в провинции Аньхой. После Освобождения Тан Хао вернулся в Шанхай, стал членом Исполнительного и законодательного комитета Восточного Китая, в 1955 году стал консультантом Госкомспорта, специализировался на исследовании истории китайского ушу и китайской физической культуры, издал восемь выпусков «Материалов по истории физической культуры в Китае». Из-за тяжёлых условий жизни в 1959 году заболел и скончался в Пекине.

Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Ещё в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.

  • Сюй Чжэнь (1898—1967) по прозванию Чжэдун. Родом из Чанчжоу провинции Цзянсу. Занимался проблемами образования, любил боевые искусства. Был профессором Гуанхуаского университета, Центрального университета, Специализированного института образования, Уханьского университета, директором Чанчжоуской средней школы. Сюй Чжэнь стремился узнать ушу как можно больше. В 1919 году у Юй Чжэньшэна и Ма Цзиньбяо изучил чацюань и таньтуй, в 1922 году у Чжоу Сюфэна изучил тайцзицюань и синъицюань, позднее изучал тайцзицюань у Ян Шаохоу, Хао Юэжу, Ли Ясюаня, у Ду Синьу изучал техники цзыжаньмэнь, у Тянь Цзолиня изучил тунбицюань. Сюй Чжэнь проводил исследование истории ушу. Он является автором работ «Немного о национальной технике», «Подлинные записи исследования тайцзицюань», «Совместное изложение споров о ложном и критики законов в трактатах по тайцзицюань».
знаменитые киноактёры
  • Брюс Ли
  • Джеки Чан
  • Джет Ли
  • Донни Йен
  • Саммо Хун
знаменитые популяризаторы ушу в бывшем Союзе
  • Станислав Леонидович Березнюк
  • Май Михайлович Богачихин
  • Алексей Александрович Маслов
  • Глеб Николаевич Музруков
Еще по этой теме:
Фэлкон, Джефри
05:00, 29 январь
Фэлкон, Джефри
Джефри Фэлкон (англ. Jeffrey Falcon) — американский актёр, сценарист, продюсер, мастер боевых искусств, чемпион мира по карате в 1982 году, победитель нескольких чемпионатов по кунг-фу. Биография
Хридоли
12:00, 02 январь
Хридоли
Хридоли (груз. ხრიდოლი) — грузинское боевое искусство, включающее в себя ударную и бросковую технику, а также владение традиционным клинковым оружием. Вплоть до начала XX столетия в каждом регионе
Ханьцзянь
23:50, 17 декабрь
Ханьцзянь
В китайской культуре ханьцзянь (кит. трад. 漢奸, упр. 汉奸, пиньинь Hànjiān) является уничижительным термином для изменников китайского народа или государства. Слово ханьцзянь отличается от более
Оперативное искусство
13:52, 13 декабрь
Оперативное искусство
Оперативное искусство (ОИ) — составная часть военного искусства, которая занимает промежуточное положение между тактикой и стратегией. Изучает методы подготовки и ведения совместных и самостоятельных
Горная инженерно-сапёрная бригада
09:13, 09 декабрь
Горная инженерно-сапёрная бригада
Горная инженерно-сапёрная бригада РВГК — в Красной Армии форма организации инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования во время Великой Отечественной войны. В военной литературе и боевых
Класс (математика)
06:30, 06 декабрь
Класс (математика)
Класс — термин, употребляемый в теории множеств для обозначения произвольных совокупностей множеств, обладающих каким-либо определённым свойством или признаком. Более строгое определение класса
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: