Показать меню

Аветик Багдасарян

Аветик Багдасарян (арм. Ավետիք Պաղտասարեան), более известный как Чтец Тигранакертци (арм. Ընթերցող Տիգրանակերտցի, реже — Амдеци арм. Ամդեցի) — армянский учёный, историк и путешественник XVII—XVIII веков. Оставил богатое научное наследие в разных областях — астрономия, календароведение, математика, историография, музыковедение. Его труды представляют состояние армянской научной школы эпохи в математических дисциплинах.

Жизнь и деятельность

Точные даты рождения и смерти неизвестны. Был мелким клириком родом из города Диярбакыр (арм. Тигранакерт или Амид, откуда и прозвища). Владел многими иностранными языками — арабским, персидским, ассирийским, грузинским, ивритом, коптским, турецким, греческим, латинским и французским. По собственному признанию, учил языки для обогащения своих знаний. Своё настоящее имя упоминал редко, в основном именовал себя «чтецом из Тигранакерта».

Долгое время жил и обучался в крупных культурных центрах Османской Армении — Эрзруме, Ване, Битлисе, Себастии и Тохате, затем, в целях дальнейшего образования, стал путешествовать по Персии и Аравии. Особенно интересовался естественными науками, а также историей и географией. За такую любовь к знаниям его критиковали консервативно настроенные представители духовенства, которых он характеризовал как «ненавидящие знания беспутные чревоугодники». Взгляды Аветика на отношение церкви к науке наилучшим образом отражены в его фразе «Лучше быть грешным учёным, чем праведным неучом». Пользуясь армянскими и иноязычными источниками, составил несколько научных трудов по астрономии (астрологии, календароведению). Результатом 35-летней работы стало обширное сочинение «Книга записей», состоящее из нескольких томов и имеющее важное научное значение. Не менее примечательна книга «Астролябий», в которой описаны разные астрономические инструменты. Также является автором летописи, охватывающим период до 1715 года.

Последние сведения о нём датируются 1719 годом, дальнейшая судьба Аветика неизвестна.

Путешествие в Африку

В 1696—1699 годах вместе с Харбердским архимандритом Аствацатуром отправился в путешествие по Африке, побывал в разных районах Эфиопской империи (у Аветика — Абешстан, то есть Абиссиния), и соседних стран, подробно описав увиденное. Рассказывал о главных провинциях Эфиопии — Амхаре и Тигрэ, но особенно ценны сведения об окраинных областях Агау, Галла, Энарья, Аусса, об османских владениях в Африке, о княжствах Восточного Судана — Донголы, Сеннара, Корти и других, о кочевых племенах Нубийской пустыни, сахарских и эфиопских иудеях, неграх-гумуз и т. д. Особенно его поразила бедность племени абабде в Восточном Судане. Будучи весьма наблюдательным, он довольно точно описывает расовый тип различных африканских народов, их одежду, обычаи, религию, политические условия, торговые пути и города. В княжестве Корти Аветик застал ещё христианское население и действующие церкви; следуя далее на запад, они с Аствацатуром посетили государство Дар-фур и территорию современной Республики Чад, куда европейские путешественники проникли значительно позже. Отсюда они направились в Текрур, как тогда называли мусульманские страны Западной Африки. В описании жителей Текрура Аветик пишет: «Царём у них арап, имя ему Султан Махмет: у него 40 сыновей. Во время нашего пребывания в этой земле он убил одного из сыновей из-за одной своей жены. Народ Текрура статен, красив лицом и весьма храбр. Если за всякого другого раба предлагают 50 пиастров, то за раба из этого народа — вдвое больше. По происхождению они арапы, магометане по вере, но дружественно расположены к армянам. Покрой платья у них, как у османских турок.». Замечание о дружественном отношении к армянам позволяет предположить о посещении Западного Судана армянскими путешественниками и ранее. Эти географические и этнографические описания Африки впоследствии вошли в состав его «Географии».

Сочинения

  • «Книга записей» (Դեֆթեր գիրք, Дефтер гирк)

Написана в 1684—1719 годах. Основная часть — астрономические и календарные таблицы, вычисления, астрологические трактаты.

  • «Астролябий» (Ըստուռլապ, Ыстурлап)

Написана в 1695—1709 годах. Начинается с описания астролябия, затем и других астрономических инструментов. Использованы арабские источники. В труде содержатся музыковедческие материалы.

  • «Златочрев» (Ոսկեփորիկ, Воскепорик)

Составлена в 1700 году. Представляет собой компиляцию разных богословских сочинений армянских мыслителей. Основная часть взята из «Златочрева» Григора Татеваци, а также других трудов Татеваци и его учителя Ованеса Воротнеци.

  • «Летопись» (в разных источниках упоминается под заглавиями «Гавазанагирк» (Գավազանագիրք) или «Ахюсакапатмагир» (Աղիւսակապատմագիր)

Хронографический труд. Написан в 1701—1712 годах по заказу вардапета (будущего католикоса) Аствацатура I. В связи с вступлением Аствацатура на католикосский престол Аветик дополнил его, доводя повествование до начала его правления — 8 мая 1715 года. Пользовался «Книгой историй» Аракела Даврижеци. Сохранился в авторской рукописи (Матенадаран № 1492).

  • «Астрология» (Ախտարացույց, Ахтарацуйц)

Посвящён в основном астрологическим прогнозам. Закончен в 1719 году. Использованы латинские источники.

  • «Книга таблиц» (Զիճ գիրք, Зич гирк)

Содержит календарные и астрономические таблицы. Использованы арабские источники. Закончен в 1719 году.

  • «География» (Աշխարացույց, Ашхарацуйц)

Описываются путешествия Аветика разных лет. Довольно достоверны и обстоятельны сообщения об армянонаселённых городах Малой Азии и Киликии. Сведения об Африке включены в отдельную главу «Путешествие в Абиссинию».

Рукописи и издания

Большинство рукописей сочинений Аветика находятся в библиотеке Мхитаристов Венеции. В Матенадаране хранятся четыре рукописи (в том числе и авторская) его летописи (№ 1492, 6243, 7424, 8072) и одна рукопись «Астрологии» (№ 10095).

Изучением деятельности Автика и его наследия первым занялся Гевонд Алишан. В 1897 году он посвятил ему несколько статей в журнале «Базмавеп», в которых также издал небольшие отрывки из его трудов, в том числе и главу «Путешествие в Абиссинию» из «Географии». Наибольший интерес в академических кругах вызвало именно это сочинение, как уникальный источник по географии и этнографии Африки. В том же году «Путешествие в Абиссинию» был переведён на итальянский язык, а через год и на русский. Остальные сочинения Аветика остаются неизданными.

Еще по этой теме:
Дядиченко, Вадим Архипович
Дядиченко, Вадим Архипович
Вадим Архипович Дядиченко (17 (30) мая 1909 — 24 августа 1973) — советский украинский историк, исследовал генезис права на Гетманщине. Доктор исторических наук, профессор. Биография Родился 17
Юниор (конкурс)
Юниор (конкурс)
Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти
Международный язык
Международный язык
Международный язык — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном
Кребс, Эмиль
Кребс, Эмиль
Эмиль Кребс (нем. Emil Krebs; 15 ноября 1867, Фрайбург-в-Силезии — 31 марта 1930, Берлин) — немецкий переводчик, полиглот, дипломат. Биография Сын плотника Готтлоба Кребса (нем. Gottlob Krebs) и
Байбуртян, Ваган Аракелович
Байбуртян, Ваган Аракелович
Ваган Аракелович Байбуртян (арм. Վահան Բայբուրդյան, 11 сентября 1933, Ахалцихе) — армянский историк, востоковед, дипломат; доктор исторических наук (1975), профессор (1979). Биография В 1957 году
Сво Раф
Сво Раф
Рафаэль Мкртычевич Багдасарян (прозвище — Сво Раф, Сво Раф ереванский, арм. Սվո Ռաֆ: 10 февраля 1930, Ереван — 23 июня 1993, Москва) — преступный авторитет, вор в законе, один из лидеров
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: