Фиаско государства
Фиаско государства (провалы государства, изъяны государства, несостоятельность государства) — неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.
История создания
В 1978 году декан Высшей школы политических исследований RAND Чарльз Вульф в своей статье «Теория нерыночных провалов: основы анализа имплементации» предложил «теорию нерыночного провала», развив в 1988 году её в своей книге «Рынки или государство». Позднее стали чаще употреблять термин «провалы государства».
Определение
Фиаско государства — неспособность государства обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.
Типология провалов государства
Якобсон Л.И. выделяет четыре группы факторов, негативно влияющих на эффективность аллокации ресурсов государством:
- неполнота информации — ограниченность доступной информации;
- асимметричность информации — ограниченность контроля над государственным аппаратом, когда информированные бюрократы отстаивают собственные интересы в ущерб интересам менее информированных субъектов (модель бюрократии Нисканена);
- неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов, возникновение легальной монополии;
- несовершенство политического процесса, когда проявляется несоответствие между общественными выгодами/издержками и индивидуальными выгодами/издержками.
Чарльз Вульф в 1988 году дополняет и отмечает, что существует три типа провала государства:
- разрыв связи между затратами и выручкой, что может стимулировать X-неэффективность;
- собственные цели организации, что может приводить к проблеме принципал-агент;
- побочные эффекты, когда вмешательство может порождать непредвиденные побочные эффекты.
Причины несостоятельности государственного сектора
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают причины проявления неэффективности государственного сектора:
- эффект особых интересов — принятия государственных решений и распределение ресурсов в экономике государственным органом в интересах небольших групп в ущерб интересам общества в целом;
- поиск ренты — стремление добиться с помощью государственных органов передачи дохода (ресурсов) за счёт общества или третьих лиц;
- явные выгоды и скрытые издержки — политики будут стараться поддерживать проекты с немедленными ощутимыми выгодами с целью переизбрания в текущем периоде, а также проекты, издержки которых скрыты или отложены благодаря дефицитному финансированию;
- ограничение и отсутствие выбора — избиратели голосуют за пакет программ при существующей потребности только в чём-то одном, на лицо неэффективное перераспределение и производство государственных услуг и товаров;
- неэффективная бюрократия — у государственных служащих меньше стимулов работать эффективно, чем у тех, кто работает в частных фирмах.