Показать меню

Накамура, Нобору

Нобору Накамура (яп. 中村登 накамура нобору), англ. Noboru Nakamura. (4 августа 1913, Токио, Япония — 20 мая 1981, Япония) — японский кинорежиссёр и сценарист. Специализировался на постановках в жанре гэндай-гэки (современные драмы) в кинокомпании «Сётику». Был постановщиком тщательно продуманных, хорошо срежиссированных, хорошо смонтированных, несколько академических фильмов, рассказывающих чаще всего о японских женщинах, где в основе сюжета лежал литературный первоисточник.

По мнению япониста Александра Джейкоби, мастерство Накамуры в качестве режиссёра фильмов о женщинах и его способность создавать атмосферу напоминают Сиро Тоёду и Кодзабуро Ёсимуру, у последнего из которых Накамура учился режиссуре, будучи его ассистентом на фильмах «Тёплое течение» (1939) и «Рассказ о командире танка Нисидзуми» (1940). И хотя творчеству Накамуры недостаёт формальной точности, возвысившей лучшие работы этих режиссёров, он поддержал классическую традицию японского кинематографа с чувством и изяществом.

Биография

Ранние годы

Родившийся в Токио Нобору Накамура вырос в районе ханамати (Асакуса). В 1933 году окончил Высшую школу в Токио. Изучал английскую литературу на филологическом факультете в Токийском университете. Ещё будучи студентом, Накамура решил посвятить себя кинематографу и по окончании университета в 1936 году трудоустроился на студию «Офуна» кинокомпании «Сётику». Поначалу, как и все новички, мечтающие о режиссёрском кресле, был только лишь помощником режиссёра. Ассистировал таким мэтрам студии, как Ясудзиро Симадзу (на фильме «От любви к любви») и Кодзабуро Ёсимура.(на его проектах «Тёплое течение» и «Рассказ о командире танка Нисидзуми»). Для своих учителей (Симадзу и Ёсимуре) писал сценарии под псевдонимом Такаси Кадзами. Дебютировал самостоятельной постановкой в 1941 году, поставив документальную короткометражку «Жизнь и ритм». Следующая работа, сделанная в том же году — его первая полнометражная игровая картина «Идеальный брак».

Карьера в кино

Поставленные режиссёром фильмы 1940-х были маловпечатляющими, чувствовалась незрелая рука новичка. Во второй половине десятилетия снимал главным образом фильмы романтической тональности.

Режиссёрский стиль Накамуры сформировался и проявился в 1950-е годы. Первый успех принесла драма с комедийными нотками «Прекрасная жизнь семьи» (1951). В этой киноленте, снятой в жанре гэндай-гэки (фильмы современной тематики), на котором специализировалась кинокомпания «Сётику» режиссёр собрал блестящий актёрский ансамбль. Здесь снялись звёзды первой величины тех лет: Тисю Рю, Исудзу Ямада, Хидэко Такаминэ, Кэйдзи Сада и юная дебютантка Кэйко Киси. Кинокартина «Волны» (1952) о чистой и трогательной любви мужчины к своей жене и детям попала в конкурсный показ Каннского кинофестиваля. С фильма «Приключения Нацуко» (1953), адаптированной в цвете повести Юкио Мисимы (это была вторая цветная постановка компании «Сётику»), режиссёр начал концентрироваться на экранизациях литературных произведений японских авторов. На этой картине он продемонстрировал великолепно оформленный самобытный режиссёрский стиль, который укрепил его в статусе одного из ведущих кинематографистов компании «Сётику». После 1955 года Накамура акцентирует своё внимание и на фильмах женской тематики, одного из основных направлений его последующего творчества («Повесть о храме Сюдзэндзи», 1955, по роману Кидо Окамото; «Белая рыба-демон»,1956, по Сэйити Фунабаси; «До и после дождей», 1956, по Кафу Нагаи; «Тройное предательство», 1958, по Фумио Нива; «Этот проходящий мир полон демонов: Времена бедности семьи», 1958, по Харуо Умэдзаки). Среди самых успешных его работ 1950-х критики особо выделяют киноленту «Путешествие для сбора денег» (Shūkin ryokō, 1957) — экранизация одноимённой повести Масудзи Ибусэ, впервые изданной в 1937 году.

Наиболее полемичным в творчестве Накамуры стал ряд женских мелодрам, сделанных в 1960-е годы. В них режиссёр философски изобразил положение женщин в японском обществе, касаясь и более широких политических вопросов. «Старая столица» (1963) — экранизация одноимённой повести Ясунари Кавабаты, в которой рассказывалось о девушке из Киото, узнавшей, что у неё есть сестра-близнец в сельской глубинке. Актриса Сима Ивасита умело справилась с двойной ролью, а Накамура эффективно уловил атмосферу города и акцентировал внимание на характере психологических действий, хотя и неявно осуждая агрессивный эффект японской классовой системы в личных взаимоотношениях. Эта кинолента получила Главный приз Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля и номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм «Кинокава» (в ином переводе — «Река Кино», 1966) — красиво снятая адаптация романа Савако Ариёси, в которой прослеживалась история трёх поколений в жизни одной семьи из префектуры Вакаяма как микрокосм экономической, социальной и политической трансформации Японии с периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны. «Портрет Тиэко» (1967, по роману Харуо Сато) был интригующим рассказом о женщине-художнице погружающейся в депрессию, приведшей её к шизофрении (хотя в фильме двусмысленная сексуальная подоплека, и неясно, вызвано ли её безумие неудавшейся творческой карьерой или её неспособностью рожать детей). Это вторая кинолента Накамуры, попавшая в номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Ещё одной сагой, разворачивающейся на протяжении десятилетий, была «Песня от самого сердца» (1969) о непростых отношениях между известным поэтом-националистом Хидэо Ёсино и его детьми.

Наиболее заметными работами Накамуры в его позднем периоде творчества были «Перевал Сиокари» (1973, по роману Аяко Миуры), о человеке, который ненавидит христианство, потому что его мать была изгнана из своей семьи после обращения в религию, и «Три старухи» (1974), о жене, сестре и любовнице покойного финансиста, каждая из которых претендует на право поселиться в его имении. Этот последний фильм, снятый как скромный рассказ о положении престарелых в Японии, дал шанс выступить в главных ролях трём выдающимся японским актрисам-ветеранам Айко Мимасу, Кинуё Танака и Митиё Когурэ. В СССР 1970-х была очень популярна японская актриса Комаки Курихара, поэтому нет ничего удивительного, что в наш прокат того периода была закуплена его картина «Любовь и смерть» (1971), с участием этой актрисы, не лучшая в его творчестве довольно слезливая мелодрама. В последнем фильме режиссёра «Нитирэн» (1979) рассказана история жизни и борьбы за свою веру монаха Нитирэна, основателя школы японского буддизма Нитирэн-сю, почитающей Сутру Лотоса.

В 1981 году во время подготовки совместного японско-китайского проекта «Мастера го» Нобору Накамура умер на шестьдесят восьмом году жизни от рака. Фильм «Мастера го» был снят режиссёром Дзюнъей Сато.

Награды

  • В 1979 году за заслуги в области культуры Нобору Накамура был награждён Медалью Почёта с пурпурной лентой.
  • В 1981 году Нобору Накамура награждён Орденом Восходящего солнца IV степени (посмертно).

Премии и номинации

V Каннский кинофестиваль 1952 года
  • Номинация на Главный приз фестиваля — фильм «Волны».
16-й Венецианский кинофестиваль 1955 года
  • Номинация на «Золотого льва» (главный приз фестиваля) — фильм «Повесть о храме Сюдзэндзи».

Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль (1963)

  • Премия за лучший фильм — «Старая столица»
36-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1964)
  • Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Старая столица».
17-й Берлинский международный кинофестиваль 1967 года
  • Номинация на «Золотого медведя» (главный приз фестиваля) — фильм «Потерянная весна» («Три лика любви»).
40-я церемония вручения наград премии «Оскар» (1968)
  • Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — «Портрет Тиэко».

Фильмография

Комментарии

  • ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с 28 июля 1958 года, р/у Госкино СССР № 1099/58 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 3: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 3 квартале 1958 года.
  • ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с 21 мая 1973 года, р/у Госкино СССР № 2339/72 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы» № 5/1973, стр. 24.
  • Еще по этой теме:
    Уракусай Нагахидэ
    10:59, 16 декабрь
    Уракусай Нагахидэ
    Уракусай Нагахидэ (яп. 有楽斎 長秀, годы творчества 1799—1842) — японский художник, мастер осакской школы искусства укиё-э. Также известен как Юракусай Нагахидэ (有楽斎 長秀), Накамура Нагахидэ (中邑 長秀
    Эдогава Ранко
    12:56, 13 декабрь
    Эдогава Ранко
    Эдогава Ранко (яп. 江戸川蘭子 Эдогава Ранко), настоящее имя Омия Мацу (яп. 大宮 まつ О:мия Мацу, 13 ноября 1913 — 5 ноября 1990) — японская актриса театра и кино, певица, первая прима женского театра «Сётику
    Футагава, Бунтаро
    20:37, 12 декабрь
    Футагава, Бунтаро
    Бунтаро Футагава (яп. 二川 文太郎, англ. Futagawa Buntarō, 18 июня, 1899, Токио, Япония — 28 марта 1966) — японский режиссёр и писатель. Специализировался на фильмах дзидайгэки, реформировал этот жанр.
    Мотра (фильм, 1961)
    21:55, 09 декабрь
    Мотра (фильм, 1961)
    «Мотра» (яп. モスラ Мосура) — японский цветной фантастический художественный фильм кинокомпании Toho, снятый по мотивам романа-фельетона «Cверкающие феи и Мотра» (яп. 発光妖精とモスラ Хакко:
    Деннис Чан
    19:48, 09 декабрь
    Деннис Чан
    Чэнь Госинь (кит. трад. 陳國新, упр. 陈国新, пиньинь Chén Guóxīn), также известный как Деннис Чан (англ. Dennis Chan) — гонконгский китайский актер, сценарист, режиссер и продюсер. Родился 25 мая 1949
    Квак Чэ Ён
    02:34, 04 декабрь
    Квак Чэ Ён
    Квак Чэ Ён (кор. 곽재용?, 郭在容?) (род. 22 мая 1959) — южнокорейский кинорежиссёр и сценарист. Его дебютный фильм Watercolor Painting in a Rainy Day в 1989 был успешным началом его карьеры, но
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: