Московский собор (1656)
Московский собор 1656 года — поместный собор в Москве, начавшийся 23 апреля и закончившийся 2 июня 1656 года, собранный патриархом Московским Никоном. Осудил придерживающихся двоеперстия. Кроме того, 18 мая 1656 была изречена анафема на протопопа Иоанна Неронова и его последователей. Собор явился решающим этапом реформ патриарха Никона.
Предыстория и подготовка
После вступления на патриаршую кафедру, в 1653 году перед наступлением Великого поста, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами. Это единоличное действие патриарха Никона вызвало сопротивление и недовольство, тогда патриарх Никон решил собирать поместные соборы. В 1654 году собор был собран, на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла, которого Никон самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов.
В начале 1656 года в Москве находился ряд иностранных православных иерархов: патpиарх Антиохийский Макарий III, Патриарх Сербский Гавриил, митрополит Hикейский Гpигорий. 12 феврале патриарх Макарий публично заявил, что двуперстное сложение есть подражание армянам, ибо армяне так крестятся. 24 февраля, в неделю Православия, в Успенском соборе Кремля, в присутствии Царя Алексея Михайловича, патpиарх Макарий, вместе с Гавриилом сербским и никейским митрополитом Григорием, изрекли анафему на крестящихся двуперстно.
Участники собора
Решение собора
Перед Собором русских архиереев патриарх Никон обратился к находившимся в Москве восточным иерархам с вопросом относительно сложения перстов для крестного знамения; ему ответил патриарх Макарий (текст согласно сочинению патриарха Никона «Слово отвещательное»):
Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми первыми персты десныя руки, а кто от християн православных нетворит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята; извещение истины подписах своею рукою.
Этот ответ, изложенный в более пространной форме, и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи. Решения собора были напечатаны в дополненной редакции сборника под названием «Скрижаль», которая была издана Московским печатным двором (1656).
Рецепция решения собора и его последствия
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.
На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения против дореформенных обрядов, в том числе и решение собора 1656 года, были отменены:
Утвердить постановление <…> об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.