Показать меню

Homo faber

Homo faber (в переводе с латыни «человек творящий» по отношению к человеку в смысле «мудрый») — философская концепция, сформулированная Ханной Арендт и Максом Шелером, описывающая человека, контролирующего внешний мир с помощью инструментов. Анри Бергсон также использовал это понятие в работе «Творческая Эволюция» (1907), определяя интеллект, в первоначальном смысле, как «способность создавать искусственные объекты, в особенности инструменты для создания инструментов, и бесконечно разнообразить их производство.»

Несмотря на то, что термин Homo faber создан в стиле латинской биноминальной номенклатуры, используемой в биологии для поименования видов, он не является названием какого-либо особого вида человека с точки зрения биологии и не используется в современном научном дискурсе.

В древнеримской литературе Аппий Клавдий Цек использует этот термин в своём труде Sententiæ, обозначая им способность человека контролировать свою судьбу и своё окружение: Homo faber suæ quisque fortunæ («Каждый человек сам творец своей судьбы»).

В антропологии Homo faber как «человек творящий» противопоставляется Homo ludens, «человеку играющему», сконцентрированному на развлечениях, юморе и свободном времяпрепровождении.

Понятие Homo faber может быть также использовано как противоположность или сравнение с deus faber («бог творящий»), архетипом которого являются боги-кузнецы, например, Гефест.

«Homo Faber» — также название романа швейцарского писателя Макса Фриша, опубликованного в 1957. По этому роману режиссёр Фолькер Шлёндорф в 1991 году поставил фильм «Путешественник» с Сэмом Шепардом в роли Вальтера Фабера и Жюли Дельпи в роли Забет.

В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, изданном в 1953 году, персонаж по имени Фабер конструирует миниатюрный приемопередатчик, похожий на слуховой аппарат, для экстренной связи, чтобы направлять мысли и действия главного героя книги, Гая Монтэга.

Еще по этой теме:
Зинделл, Дэвид
Зинделл, Дэвид
Дэвид Зинделл (англ. David Zindell; родился 28 ноября 1952 года, Толидо, штат Огайо) — один из наиболее амбициозных американских писателей-фантастов, известный своими эпическими
Инструментоведение
Инструментоведение
Инструментоведение — отрасль музыковедения, которая занимается изучением музыкальных инструментов, их конструкции, тембровых и акустических свойств, а также классификацией их типов и видов. По модели
Человек-предшественник
Человек-предшественник
Человек-предшественник или человек предшествующий (лат. Homo antecessor) — ископаемый вид людей, который существовал в период от 1,2 млн до 800 тыс. лет назад. Известен по раскопкам в Атапуэрке. Homo
Коммуникабельность
Коммуникабельность
Коммуникабельность (новолат. соединимый, сообщающийся) или отзывчивость — способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совм. работе) разнотипных
Кросс-культурная компетентность
Кросс-культурная компетентность
Кросс-культурная компетентность (грамотность) (англ. сross-cultural competence) — область психологии, отвечающая за формирование у человека понимания культуры других. Кросс-культурная компетентности
Холизм
Холизм
Холизм (от др.-греч. ὅλος «целый, цельный») в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: