Показать меню

Прохор (линейный корабль, 1851)

«Прохор» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1851 по 1863 год, участник Крымской войны. Во время несения службы до и после войны корабль принимал участие в практических плаваниях в Финском заливе, использовался как учебно-артиллерийский корабль, а также для испытания ракет конструкции генерал-майора К. И. Константинова.

Описание корабля

Парусный 84-пушечный линейный корабль, водоизмещение корабля составляло 3526 тонн, длина между перпендикулярами — 59,8 метра, ширина c обшивкой — 15,7 метра, глубина интрюма — 7,2 метра, осадка 6,8 метра. Вооружение корабля состояло из 84 орудий, включавших семьдесят шесть 36-фунтовых и шесть 2-пудовых пушек.

Корабль был последним из трёх парусных линейных кораблей российского флота, носивших имя «Прохор». До этого одноимённые корабли строились также для Балтийского флота в 1788 и 1823 годах.

История службы

Линейный корабль «Прохор» был заложен 15 (27) января 1848 года на стапеле Санкт-Петербургского Нового адмиралтейства и после спуска на воду 17 (29) апреля 1851 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл кораблестроитель подполковник Корпуса корабельных инженеров М. Н. Гринвальд в том же году произведённый в генерал-майоры.

В день спуска, несмотря на холодную погоду, все места, откуда мог быть виден спуск корабля: Английская набережная, набережная Васильевского острова, Благовещенский мост и специально оборудованные для наблюдения за спуском корабля по его левому борту места, к часу дня были заполнены зрителями. По правому борту находился почётный караул от Морского кадетского корпуса, штаб, генералы и офицеры, ожидавшие прибытия императора и членов императорской фамилии. Напротив здания Адмиралтейства на Неве стояли два военных люгера, яхта и пароход «Невка». В два часа дня прибыл император Николай I и, после исполнения командой корабля гимна «Боже, Царя храни!», был отдан приказ к началу спуска. Корпус корабля со стапеля в воду был спущен за 42 секунды, таким образом, его скорость во время спуска достигала 30 футов в секунду. Действие сопровождалось салютами с кораблей на Неве, музыкой и криками «Ура». Когда «Прохор» отошёл от места спуска, император со свитой на катерах отошли от пристани Адмиралтейства и объехали корабль кругом.

В кампании 1851 и 1853 годов в составе эскадр кораблей Балтийского флота принимал участие в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. В 1852 году командир корабля капитан 1-го ранга А. Р. Цебриков был награждён Святого Владимира IV степени.

Принимал участие в Крымской войне, в кампанию 1854 года в составе 3-й дивизии находился в готовности в Свеаборге. 29 октября (10 ноября) 1854 года на буксире пароходофрегата «Олаф» был приведён в Кронштадт, где находился до конца кампании 1855 года.

После войны в кампанию 1856 года принимал участие в практическом плавании в Финском заливе и Балтийском море, при этом 8 (20) июня 1856 года при подъеме корабельной шлюпки лопнули корабельные тали и один из матросов упал в воду. Мичман И. П. Плаксин спрыгнул за борт и спас матроса, за что был награждён медалью «За спасение погибающих». В следующем 1857 году вновь находился в практических плаваниях в Финском заливе и на Ревельском рейде. При этом в кампанию этого года командир корабля капитан 1-го ранга К. Н. Посьет был награждён орденом Святой Анны III степени.

С 1858 по 1861 год «Прохор», базируясь в Кронштадте, использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Ежегодно в кампании этих лет переходил из Кронштадта на Ревельский рейд, где на нём проходили обучение комендоры и выполнялись учебные стрельбы. Помимо этого в кампанию 1860 года на корабле также проходили испытания ракет конструкции генерал-майора К. И. Константинова.

11 (23) сентября 1863 года линейный корабль «Прохор» был исключён из списков судов флота.

Командиры корабля

Командирами линейного корабля «Прохор» в разное время служили:

  • капитан 1-го ранга А. Р. Цебриков (1851—1853 годы);
  • капитан 2-го ранга, а с 6 (18) декабря 1853 года капитан 1-го ранга С. П. Бочечкаров (1853—1855 годы);
  • капитан 2-го ранга, а с 26 августа (7 сентября) 1856 года капитан 1-го ранга П. В. Воеводский (1856 год);
  • капитан 1-го ранга К. Н. Посьет (1857 год);
  • капитан 2-го ранга, а с 26 сентября (8 октября) 1858 года капитан 1-го ранга В .А. Римский-Корсаков (1858—1859 годы).
Еще по этой теме:
Святой Георгий Победоносец (фрегат, 1785)
Святой Георгий Победоносец (фрегат, 1785)
«Святой Георгий Победоносец» — парусный 54-пушечный фрегат Черноморского флота Российской империи. С 1788 по 1793 год числился в качестве корабля. Описание фрегата Парусный 54-пушечный фрегат.
Мстислав (линейный корабль)
Мстислав (линейный корабль)
«Мстислав» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота России. Один из девятнадцати кораблей типа «Ярослав». Был заложен 19 (30) сентября 1782 года на Соломбальской верфи Архангельска,
Стул (линейный корабль)
Стул (линейный корабль)
«Стул» — парусный линейный корабль Азовского флота Российской империи пятого ранга, построенный кумпанством боярина П. И. Хованского. Описание судна Построенные для Азовского флота корабли, в
Трёх Иерархов (линейный корабль, 1838)
Трёх Иерархов (линейный корабль, 1838)
«Трёх Иерархов» или «Три Иерарха» — парусный линейный корабль Черноморского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1838 по 1854 год, представитель серии кораблей типа «Султан
Лебедь (тендер, 1831)
Лебедь (тендер, 1831)
«Лебедь» — парусный тендер Балтийского флота России. Описание тендера Парусный одномачтовый тендер, длина судна по сведениям из различных источников составляла от 21,54 до 21,6 метра, ширина без
Императрица Мария (линейный корабль, 1827)
Императрица Мария (линейный корабль, 1827)
«Императрица Мария» — парусный линейный корабль Черноморского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1827 по 1843 год, один из кораблей одноимённого типа, участник русско-турецкой
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: