Показать меню

Объект 140

22.12.2021
14

Объект 140 — советский опытный средний танк. Серийно не производился.

История создания

В начале 1950-х в «Отделе 520» Уральского танкового завода г. Нижний Тагил, в рамках создания принципиально нового танка, были начаты работы по проектированию нового среднего танка «Объект 140». Руководителем работ являлся главный конструктор А. А. Морозов. В 1952 году из-за ряда разногласий между инженерами ОКБ и дирекцией завода, часть конструкторского состава (включая самого А. А. Морозова) перешла на Харьковский завод №75. Работы по созданию танка «Объект 140» продолжил Л. Н. Карцев. Часть решений и наработок по «Объекту 140» была использована при создании другого танка «Объект 430».

В 1957 году было изготовлено два опытных образца. На сравнительных испытаниях с «Объектом 430» у «Объекта 140» был выявлен ряд дефектов. Вскоре по инициативе Л. Н. Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.

Описание конструкции

Объект 140 имел классическую компоновочную схему. Для снижения загазованности боевого отделения в танке имелся механизм выбрасывания стреляных гильз. После испытаний этот механизм был признан удачным и использовался впоследствии в конструкции танка «Объект 165» (Т-62А).

Броневой корпус и башня

Место механика-водителя смещено к левому борту корпуса. Сам корпус состоял из броневых гнутых листов переменного профиля. Листы были скомпонованы таким образом, чтобы защищать от пуль и осколков погон башни. Чтобы уменьшить массу танка, крышка МТО и опорные катки изготавливались из алюминиевого сплава. Башня Объекта 140 литая, приплюснутой сферической формы. Для удобства работы заряжающего предусмотрена башенка.

Вооружение

Первоначально «Объект 140» предполагалось оснастить орудием типа Д-10Т, однако к середине 50-х ОКБ-9 предложило использовать более совершенную нарезную пушку Д-54Т (которая в то время проходила испытания на опытном танке «Объект 139»). Эта пушка имела стабилизатор «Молния», который существенно упрощал стрельбу во время движения. Таким образом на «Объект 140» была установлена пушка Д-54ТС с эжектором и стабилизатором. Так же было установлено дополнительное вооружение в виде курсового пулемёта калибра 7,62-мм, спаренного 7,62-мм пулемёта и 14,5-мм зенитного пулемёта.

Двигатель и трансмиссия

В качестве двигателя использовался дизельный двигатель ТД-12 (8Д12У-3).

Трансмиссия состояла из планетарной коробки передач, которая была объединена в одном картере с планетарным механизмом поворота. Конструкция коробки передач обеспечивала 6 передач переднего и одну передачу заднего хода. Приводы управления трансмиссией были гидравлическими.

Ходовая часть

В ходовой части устанавливалось по 6 двухскатных опорных катков. Тип подвески торсионный с телескопическими гидроамортизаторами на передних и задних узлах.

Средства наблюдения и связи

«Объект 140» оснащался прицелом-дальномером ТПДС и ночными приборами марок «Узор», «Угол» и «Луна II», радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120.

Машины на базе

  • Объект 142 — опытный средний танк
  • Объект 150 — Советский ракетный танк, принят на вооружение в 1968 году под обозначением ИТ-1.

Сохранившиеся экземпляры

Сохранившийся опытный образец выставлен в экспозиции Музея бронетанковой техники ОАО «НПК Уралвагонзавод» в г. Нижний Тагил.

Оценка машины

Наконец, после всех перипетий и многострадальных переделок наш проект был утвержден. Мы выпустили рабочую документацию, по которой были изготовлены два опытных образца для заводских испытаний. В процессе сборки и заводских испытаний я стал все больше и больше понимать, что танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Заготовки бортов для танка мог прокатывать только Ижорский завод. К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла практически из одних люков.

После нескольких бессонных ночей я написал письмо в ЦК КПСС и СМ СССР с просьбой о снятии с нас этой работы. И, к моему удивлению, просьбу восприняли как должное и, я бы сказал, с радостью. Работу сняли, а меня даже не наказали. Несмотря на это, я чувствовал за собой большую моральную вину. Было списано 16 миллионов рублей государственных денег!

Карцев Л.Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»
Еще по этой теме:
Владимирская улица (Ломоносов)
01:01, 11 декабрь
Владимирская улица (Ломоносов)
Владимирская улица — улица в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга. Проходит от Еленинской до Швейцарской улицы. История Первоначально называлась Госпитальной улицей и
Балжи, Михаил Фёдорович
05:51, 09 декабрь
Балжи, Михаил Фёдорович
Михаил Федорович Балжи (1908—1970) — конструктор тракторов и танков. Автор проекта тяжелого танка «ИС-3». Лауреат Сталинской премии первой степени. Биография Родился 6 (19 августа) 1908 года в
Технический объект
05:41, 09 декабрь
Технический объект
Технический объект — в технике, предмет, который рассматривается, имеющий несколько значений. Объектом может выступать сборочная единица, деталь, компонент, элемент, устройство, функциональная
Объект 934
23:56, 05 декабрь
Объект 934
Объект 934 или «Судья» — советский опытный десантируемый лёгкий плавающий танк. Разрабатывался на Волгоградском тракторном заводе. Серийно не производился. История создания В конце 1969 — начале
ГМ (серия)
13:04, 02 декабрь
ГМ (серия)
ГМ — советская/российская аббревиатура, сокращение слов Гусеничная машина. Серия ГМ производится в основном компанией «Мытищинский машиностроительный завод» (с 1992 по 2009 года — «Метровагонмаш»,
Категория множеств
10:38, 02 декабрь
Категория множеств
Категория множеств — категория, объекты которой — множества, а морфизмы между множествами A и B — все функции из A в B. Обозначается Set. В аксиоматике Цермело — Френкеля «множества всех множеств» не
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: