Показать меню

Три народных принципа

04.02.2022
71

Три народных принципа (доктрина Саньминь, кит. трад. 三民主義, упр. 三民主义, пиньинь Sān Mín Zhǔyì, палл. сань минь чжуи) — политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.

Наследие идеологии «трёх народных принципов» наиболее очевидно прослеживается в государственном устройстве Китайской республики (Тайваня) и идеологии Гоминьдана. В частности, «народные принципы» упоминаются в первой строке государственного гимна Тайваня и в первой статье тайваньской конституции.

Описание принципов

Национализм

Принцип национализма (кит. трад. 民族主義, упр. 民族主义, пиньинь mínzú zhǔyì, палл. миньцзу чжуи) подразумевает освобождение Китая от доминации империалистических держав. Чтобы достигнуть этой цели, Сунь Ятсен считал необходимым развивать гражданский национализм (в противоположность этноцентризму) и «объединить различные народности Китая», прежде всего пять основных народностей: ханьцев, монголов, тибетцев, маньчжуров и мусульман (в частности, уйгуров). Единство пяти народностей символизировал пятицветный флаг Китайской республики (1911—1928). В действительности эта концепция означала искусственное включение этих народов, получивших права самоопределения после распада маньчжурской империи Цин, в национальное государство ханьцев — Китайскую Республику.

Народовластие

Принцип демократии (кит. трад. 民權主義, упр. 民权主义, пиньинь mínquán zhǔyì, палл. миньцюань чжуи) соответствует конституционному правлению западного типа. Согласно Сунь Ятсену, идеальная для Китая политическая жизнь делится на две «власти»:

Политическая власть

Политическая власть (кит. трад. 政權, упр. 政权, пиньинь zhèngquán, палл. чжэнцюань) — аналогичное западным гражданским правам и парламентаризму право людей выражать политические требования. К данной группе относится четыре вида прав: право на выборы, право на отзыв избранных представителей, право на законодательную инициативу и право на референдум. В соответствии с этим принципом было создано Национальное собрание Китайской республики.

Власть государственного управления

Власть государственного управления (кит. трад. 治權, упр. 治权, пиньинь zhìquán, палл. чжицюань). Сунь Ятсен расширил западную теорию трёх ветвей государственного управления и системы сдержек и противовесов, соединив её с китайской традицией пяти ветвей правительства (кит. упр. 院, пиньинь yuàn, палл. юань): к законодательной, исполнительной и судебной власти (по философии Монтескьё) Сунь Ятсен добавил контрольную и экзаменационную (селективную). Первоначально законодательная власть должна была быть частью «власти государственного управления» и не равноценна национальному парламенту (входящему в «политическую власть»).

Народное благосостояние

Принцип народного благосостояния (кит. трад. 民生主義, упр. 民生主义, пиньинь mínshēng zhǔyì, палл. миньшэн чжуи) понимался Сунь Ятсеном как создание индустриальной экономики и обеспечение равенства крестьянского землевладения (данная концепция возникла под влиянием американского мыслителя Генри Джорджа; её наследием является тайваньский налог на стоимость земельных участков). Сунь Ятсен выделял четыре группы средств к существованию (пища, одежда, жилье и транспорт) и планировал, как идеальное китайское правительство должно обеспечивать ими население. Принцип народного благосостояния иногда понимается как социализм или как проведение популистской политики.

Истоки «трех народных принципов»

Идеология «трех народных принципов» возникла под влиянием опыта, полученного Сунь Ятсеном в США и содержит элементы американской политической мысли. Сунь Ятсен говорил, что был вдохновлен строкой из геттисбергской речи Авраама Линкольна: «правительство из народа, созданное народом и для народа». Кроме того, на Сунь Ятсена оказала значительное влияние идеология конфуцианства.

В наиболее четком («каноническом») виде народные принципы приведены в сборнике речей Сунь Ятсена, собранных его другом Хуан Чангу и отредактированных самим Сунь Ятсеном.

Наследие

«Три народных принципа» использовались различными партиями и группами интересов, причем их интерпретация значительно варьировала и, возможно, отличалась от идей самого Сунь Ятсена. В частности, Чан Кайши дополнил принцип «народного благосостояния», добавив в него ещё две группы средств к существованию: образование и отдых, а также выступал против отождествления этого принципа с коммунизмом или социализмом.

«Три народных принципа» использовались Гоминьданом под руководством Чан Кайши, Коммунистической партией Китая под руководством Мао Цзэдуна, а также коллаборационистским правительством Ван Цзинвея. Гоминьдан и КПК в значительной мере одинаково понимали принцип национализма, однако их понимание народовластия и народного благосостояния отличалось: первые рассматривали эти принципы с позиций западной социал-демократии, а последние — с точки зрения марксизма и коммунизма. Японское коллаборационистское правительство Ван Цзинвея интерпретировало национализм как сотрудничество с Японской Империей в продвижении паназиатских, а не собственно китайских интересов.

Китайская республика

В Тайване был создан ряд высших учебных заведений (факультетов и кафедр вузов), занимавшихся изучением и развитием «трех народных принципов». В конце 1990-х годов эти учреждения стали заниматься и другими политическими теориями, и сменили названия на идеологически нейтральные (например, «Институт демократических исследований»). В честь «трех принципов» («саньминь») или одного из них («миньцзу», «миньцюань» и «миньшэн») названы многие тайваньские улицы и организации.

«Три народных принципа» вышли из активного политического лексикона в середине 1980-х, однако остаются частью политической платформы Гоминьдана и конституции Тайваня. Критика самих принципов со стороны политических партий отсутствует, однако существуют противники формальной привязки конституции к каким-либо политическим принципам и индоктринации в системе образования. Существует тенденция интерпретации «трех народных принципов» в локальном тайваньском, а не общекитайском контексте.

Еще по этой теме:
Сун Цзянь
21:00, 21 март
Сун Цзянь
Сун Цзянь (кит. упр. 宋健, пиньинь Sòng Jiàn, палл. Сун Цзянь; род. 29 декабря 1931 года, пров. Шаньдун) — китайский учёный, в 1998—2002 годах президент Академии инженерных наук Китая. Член Китайской
Империя Шунь
13:00, 11 февраль
Империя Шунь
Империя Шунь (кит. трад. 順朝, упр. 顺朝, пиньинь Shùn cháo, палл. шунь чао) — период в истории Китая, когда он находился под властью династии, основанной в 1644 году в Сиане одним из предводителей
Ханьцзянь
23:50, 17 декабрь
Ханьцзянь
В китайской культуре ханьцзянь (кит. трад. 漢奸, упр. 汉奸, пиньинь Hànjiān) является уничижительным термином для изменников китайского народа или государства. Слово ханьцзянь отличается от более
Ле Так
20:56, 16 декабрь
Ле Так
Ле Так (кит. трад. 黎崱, пиньинь Lí Zé, палл. Ли Цзэ, вьетн. Lê Tắc), он же Ле Чак и Ле Чык; имя: Сảnh Сao (кит. упр. 景高, пиньинь Jǐnggāo, палл. Цзингао), прозвище: Dông Sơn (кит. упр. 東山, пиньинь
Ами (народ)
17:55, 04 декабрь
Ами (народ)
Ами (яп. 阿美族 ами-дзоку; кит. трад. 阿美族, пиньинь āměi-zú, палл. амэйцзу) или амис, также панцах — наиболее многочисленная народность тайваньских аборигенов. Ами говорят на амисском языке. Они занимают
Священные горы Китая
18:44, 02 декабрь
Священные горы Китая
Священные горы Китая — горы на территории Китая, почитаемые в буддизме и даосизме. Даосские горы называются «пять священных пиков Китая» (кит. трад. 五嶽, упр. 五岳, пиньинь Wǔyuè), буддистские —
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: