Показать меню

Иудейская эсхатология

18.02.2022
61

Иудейская эсхатология описывает события, которые произойдут в конце дней согласно еврейской Библии и еврейской мысли.

Эти события включают в себя собрание диаспоры, пришествие еврейского Мессии, загробную жизнь и возрождение мертвых праведников. В иудаизме время окончания обычно называют «концом дней» (др.-евр. ‏אחרית הימים‏‎), фраза, которая встречается в Танахе несколько раз. Конец света называется также «Концом Дней», «Днем Господа», «Днем Гнева Господня» и просто «Днем» (книга Амоса).

Идея мессианского века занимает видное место в еврейской мысли.

Иудаизм обращается к «последним временам» в Книге Даниила и многих других пророческих отрывках в еврейских писаниях, а также в Талмуде, в частности в трактате Авода Зара.

Иудейская эсхатология проходит в Библии длительную эволюцию — от неконцептуализированных периферийных представлений в древнейший период до одной из центральной идей еврейского религиозного сознания в эпоху Второго храма.

Апокрифы

Религиозная литература периода за два века до разрушения Второго храма и до 70 года столетие связывала будущий триумф Бога и его справедливости с серией событий, которые должны этому предшествовать, в первую очередь — правление Мессии.

В этот период вместо традиционного представления о шеоле (обитель мертвых) приходит идея ада (гехинном (геенна), где грешники несут наказание, и рая (Эдемского сада) для праведников. Авторы апокалипсических произведений приводят различные методы подсчета времени прихода Мессии

Опираясь на Иех. 38:1—39:20, апокалиптические произведения представляли войны, которые будут предшествовать приходу Мессии, как войну Бога против сил зла — Гога и Магога под началом как Сатаны, Блияала (др.-евр. ‏בליעל‏‎) и т. п. Время с начала эсхатологического вмешательства Бога делится на две части — олам ха-зе («этот мир») и олам ха-ба («грядущий мир», мессианская эра).

Вера в полное воздаяние в этой жизни сменяется верой в полное воздаяние только после смерти, в олам ха-ба, что связано с верой в Воскресение из мёртвых в «день Господа». Впервые эта мысль выражена в книге Дан. 12:12, и позднее широко распространилась в апокалиптической литературе, например в II Макк. 7:9, 11, 14, 23; 12:43; 14:46; Юб. 23:30; IV Эз. 7:29-33, и др.

Талмуд

Эсхатология Талмуда и Мидраша основывается на Танахе, и очень близка апокрифической эсхатологии. Талмуд и Мидраш различают между «временем Мессии» (переходный период) и «олам ха-ба».

Времена Мессии продлятся 40, 70, 365 или 400 лет. В поздней барайте утверждается, что мир будет существовать шесть тысяч лет, из которых две тысячи составит мессианская эра. Точное число — 14 день месяца нисан.

Попытки установить время прихода Мессии в иудаизме осуждаются: «Пусть сгниют кости тех, кто высчитывает время конца. Ибо они говорят: раз подошло время, и он не пришел, он не придет никогда» (Санх. 97б).

Каббала

Согласно Каббале душа делится на 3 части: нефеш (низшая часть души), руах и нешама (высшая часть души).

  • Нефеш остается в могиле и несет наказание за проступки после первого суда (хиббут ха-кевер или дин ха-кевер («суд могилы»).
  • Руах («дух») также подлежит наказанию за грехи, но через 12 месяцев он вступает в «нижний» Эдем,
  • Нешама согласно книге Зохар не может быть грешной, и возвращается в «горний Эдемский сад», Црор ха-хаим.

Каббалистические писатели видели в грядущем искуплении возврат к совершенству, которое было утеряно после грехопадения Адама и Евы; оно зависит от поведения народа Израиля.

Искупление означает конец пребывания Шхины в изгнании и восстановление Божественного единства, когда поток Божественного влияния навечно объединит все миры, а скрытые тайны Торы будут открыты

Каббалисты верили в физическое воскресение из мертвых.

Еще по этой теме:
Шаддай
19:00, 28 май
Шаддай
Шаддай ивр. ‏שדי‎‏‎ (Шадай, Эль-Шаддай) — одно из имен Бога в иудаизме. Слово Шаддай, שדי‎, которое всегда встречается рядом с именем Эль, אל‎, употребляется также отдельно, как имя
Назарет
01:42, 14 декабрь
Назарет
Назарет (ивр. ‏נָצְרַת‏‎ Нацрат, араб. النَّاصِرَة‎ Эн-Насира, греч. Ναζαρέτ, лат. Nazareth) — город в Галилее, на севере Израиля; священный христианский город, третий по
Штейнберг, Яков (поэт)
16:36, 11 декабрь
Штейнберг, Яков (поэт)
Штейнберг, Яаков (ивр. ‏יעקב שטיינברג‏‎ , 1887, Белая Церковь, близ Киева, — 1947, Тель-Авив) — еврейский поэт, прозаик, эссеист эпохи «литературы национального возрождения».
Гистадрут
00:04, 10 декабрь
Гистадрут
Гистадрут (Федерация труда, или Ха-хистадрут ха-клалит шель ха-овдим бэ-Эрец-Исраэль ивр. ‏ההסתדרות הכללית של העובדים בארץ ישראל‏‎, «Всеобщая федерация рабочих Земли Израильской») —
Цемах-Цедек
19:36, 06 декабрь
Цемах-Цедек
Цемах-Цедек (ивр. ‏הצמח צדק‏‎), наст. имя — Менахем Мендель Шнеерсон (ивр. ‏מנחם מנדל שניאורסון‏‎); 9 [20] сентября 1789 — 17 [29] марта 1866) —
Перец, Ицхок-Лейбуш
23:29, 05 декабрь
Перец, Ицхок-Лейбуш
Ицхок-Лейбуш Перец (идиш ‏יצחק לײבוש פּרץ‏‎; 18 (30) мая 1852, Замостье, Люблинская губерния, Царство Польское (ныне Люблинское воеводство, Польша) — 21 марта (3 апреля) 1915,
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: