Показать меню

Mitsubishi G3M

25.02.2022
35

Дальний торпедоносец ДБ-96 ВМС Императорской Японии (яп. Кайгун кю-року-сики рикудзё когэкики/Мицубиси дзи-сан-эму) — цельнометаллический торпедоносец берегового базирования ВМС Императорской Японии Второй мировой войны. Разработан в авиационном КБ завода Мицубиси под руководством Киро Хондзё. Условное обозначение ВВС союзников — Нел (Nell), условное обозначение ВВС РККА — СБ-96. Принят на вооружение ВМС Императорской Японии летом 1936 г. Строился малой серией в 1936-1943 гг.

История создания

С начала 1930-х гг. авиация ВМС Императорской Японии начала наращивать свой ударный, прежде всего, торпедоносный потенциал. Тяжёлые береговые торпедоносцы рассматривались как средство расширения океанского радиуса авиации ВМС и компенсации неблагоприятного положения, сложившегося в связи с ограничениями Вашингтонского договора 1922 г. В 1932 году ГУ авиации ВМС (капитан 1-го ранга И.Ямамото) разработало трёхлетний план развития авиации для ликвидации разрыва в силах с ВМС сильнейших держав. По сложившейся традиции ВМС Императорской Японии предпочитали иметь на вооружении типы техники, отвечавшие нуждам ВМС. В авиации ВМС торпедоносцы обозначались термином ударный ЛА (яп. когэкики), что в авиации Сухопутных войск обозначало штурмовик. Термин бомбардировщик (яп. бакугэкики) в ВМС служил для обозначения пикировщиков..

Прототипом дальнего торпедоносца стал разработанный КБ Мицубиси в 1934 г. опытный Ka-15. Образец представлял среднеплан с убираемым шасси и силовой установкой Д-91 (трёхрядный жидкостного охлаждения, 12-цил./27 л, 500 л. с.) двигателестроительного КБ № 11 ВМС (в/ч Хиро). С лета 1935 г. по лето 1936 г. были построены 20 опытных машин с различными винтомоторными группами. В свете бурного развития авиации 1930-х гг. новые машины начинали устаревать ко времени поступления в строй. по результатам боевых действий в Китае ГлШ ВМС не удовлетворяли малая дальность и скорость и слабое вооружение машины. Вскоре после принятия ДБ-96 было принято решение о начале работ по ДБ-1 следующего поколения. Решение о серийном производстве принято летом 1936 г. На первых 34 серийных ДБ-96 устанавливались двигатели Венера-3 (яп. Кинсэй) КБ Мицубиси (радиальный двухрядный воздушного охлаждения, 14-цил./36 л, 910 л. с.). Вторая модификация получила Венера-4 (1,1 тыс. л. с.) и баки большего объёма, на третьей усилено бортовое вооружение. Всего построено 1048 ед. ДБ-96 всех модификаций, часть которых переоборудована в ВТС и гражданские самолёты..

Модификации

  • ДБ-96 МТАП Гэндзан на полевом аэродроме

  • ДБ-96 МТАП Михоро в воздухе

  • Техсостав приветствует взлетающие ДБ- 96

  • Гражданский рейс Япония в аэропорту Окленда

  • Групповой вылет ДБ-96 в Китае

Серийные

Первая

  • 34 ед. с Венерой-3, регулируемой юбкой капота и трёхлопастным ВИШ

Вторая

  • Ранняя с Венерой-4 и ВИШ увеличенного диаметра
  • Средняя без нижней турели, с экипажем 7 чел., верхней короткоствольной АП-99 и парой АП-97 в блистерах.
  • Поздняя с Венерой-5 и 5,2 т топлива. Частично по лицензии на авиазаводе Накадзима.

Опытные

  • ТТЗ № 8 (Ка. 9) с Д-91, автопилотом, убирающимся шасси и хвостовыми АП-97

ТТЗ № 9 (Ка. 15)

  • Ранний (4 ед.) с Д-91, широкой кабиной и оборудованием торпедного сброса и двойным килем. Пара машин Венерой и четырёхлопастными винтами установленного шага.
  • Поздний (14 ед.) с Венерой-2, увеличенным остеклением и укороченной хвостовой частью. Одна машинач с четырёхлопастными ВИШ.

Машины ВТА

В 1939 г. ВМС, испытывавшие недостаток в штабных ЛА управления, приняли решение о переоборудовании части ДБ-96 в ВТС- 96. На штабных машинах было демонтировано вооружение, установлены фюзеляжные баки и пассажирская кабина на 10 мест. Во время войны часть ВТС- 96 использовалась для десантирования. Транспортные самолёты выпускались компанией Yokosuka под маркой L3Y.

Самолёты ГА

Для престижа гражданской авиации в 1939 г. Японские авиалинии приняли решение совершить несколько кругосветных перелётов. Японские авиалинии не имели гражданских ЛА необходимой дальности, что привело к предложению лизинга ДБ-96, обладавших наибольшей дальностью в японской авиации. Гражданский вариант получил наименование Мицубиси-грузопассажирский (яп. Мицубиси сохацу юсоки). В распоряжении Японских авиалиний с 1939 г. находилось 5 ед. дальних грузопассажирских самолётов Мицубиси со следующими обозначениями:

  • Япония (яп. Ниппон) (J-BACI) — переоборудованная машина 96-2-1. В 1939 г. в качестве рекламной акции газеты Майнити совершила восьмисуточный кругосветный перелёт.
  • Ветерок (яп. Соёкадзэ) (J-BEOA). Также Насим (Ветерок, фарси) Весной 1939 г. по маршруту Токио→Тайбэй→Гуаньчжоу→Бангкок→Калькутта→Карачи→Басра→Тегеран доставил в Иран придворную миссию на свадьбу принца М. Пехлеви. Месяц спустя принимал участие в параде ВВС Ирана.
  • Страна Ямато (яп. Ямато) (J-BEOC) — в 1940 г. беспосадочный перелёт в Таиланд. В том же году перевозил в Италию депутата Рёити Сасакаву для личной аудиенции у Б. Муссолини.
  • Ветер дракона (яп. Рюфу) (J-BEOE) — в 1940 г. беспосадочный перелёт в Таиланд.
  • Ветер в соснах (яп. Мацукадзэ) (J-BEOG) — с лета 1941 г. регулярные рейсы в Таиланд.

Характеристики

Боевое применение

ДБ-96 массово применялись с лета 1937 г. в Китае, нанося удары по целям на расстоянии 2 тыс. км от аэродрома базирования. ДБ-96 применялись на протяжении всей войны на Тихом океане, но наибольшую известность получили после потопления британского линкора Принц Уэльский. С 1943 в основном были переведены в части второй линии. Последний раз ДБ-96 применялись в 1944 г. в оборонительной операции у арх. Марианских о-вов.

Еще по этой теме:
Такэда, Цунэкадзу
21:00, 01 апрель
Такэда, Цунэкадзу
Цунэкадзу Такэда (яп. 竹田 恆和 Такэда Цунэкадзу:, род. 1 ноября 1947, Токио) — нынешний председатель Олимпийского комитета Японии (с 2001 года), представитель одной из младших ветвей
Ку-Ро
16:14, 18 декабрь
Ку-Ро
Тип 3 «Ку-Ро» (яп. 特三号戦車 クロ, также известный как «Со-Ра») — японский лёгкий авиадесантный танк, разработанный на базе лёгкого танка Ке-Ни в 1943—1944 годах. История создания Осенью 1943 года ВДВ
Kawanishi H6K
21:46, 17 декабрь
Kawanishi H6K
Морской дальний разведчик МДР-97 ВМС Императорской Японии 海軍九七式飛行艇/愛知H6K (яп. Кайгун кюнанасики хикотэй/Каваниси Эйти-року-кэй) — цельнометаллический дальний гидроразведчик ВМС Императорской
Маруяма, Масао (генерал-лейтенант)
02:21, 17 декабрь
Маруяма, Масао (генерал-лейтенант)
Масао Маруяма (яп. 丸山 政男 маруяма масао, 13 сентября 1889 — 11 ноября 1957) — генерал-лейтенант Императорской армии Японии, участник Второй Мировой войны. Биография Маруяма родился 13
Томацу, Нобудзо
03:20, 09 декабрь
Томацу, Нобудзо
Нобудзо Томацу (яп. 等松 農夫蔵 То:мацу Нобудзо:); 25 апреля 1896 — 28 декабря 1980) — адмирал Императорского флота Японии во Второй мировой войне. После своей отставки в 1946 году он работал
Добровольцы Такасаго
02:57, 03 декабрь
Добровольцы Такасаго
Добровольцы Такасаго (яп. 高砂 義勇隊 Takasago Giyūtai) были солдатами в Императорской армии Японии, состоящей из племён аборигенов Тайваня в течение Второй мировой войны. История После
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: