Показать меню

Атомоход

09.04.2022
57

Атомоход (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей ход судна.

Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, тяжёлые фрегаты).

Ядерная судовая энергетическая установка

Ядерная судовая энергетическая установка (судовой ядерный энергоблок) в составе атомохода — совокупность устройств для получения тепловой, электрической или механической энергии как результата управляемой ядерной реакции, осуществляемой в ядерном реакторе. Корабельные (судовые) ядерные энергоблоки, а также плавучая атомная электростанция, наряду с одним или несколькими реакторами включают такие элементы, как парогенераторы, паровые турбины, приводимые ими в действие электрические генераторы, а также трубопроводы, насосы и другое вспомогательное оборудование.

Безопасность обслуживающего персонала обеспечивается применением биологической защиты и систем контроля за режимом работы ядерного реактора.

Парогенераторы, паровые турбины — одни из основных компонентов судовых ядерных энергоблоков, что технически делает атомоходы пароходами (а именно — турбоходами) и турбоэлектроходами с той разницей, что источником тепловой энергии для парогенераторов являются ядерные реакторы.

История

Первой страной, которая начала разрабатывать проекты использования ядерных установок в мирных целях, в том числе для обеспечения судоходства, был СССР. В ноябре 1949 года академик Игорь Курчатов предложил научно-техническому совету Спецкомитета НКВД, занимавшемуся советским атомным проектом, поддержать доклад С. М. Фейнберга о возможностях «создания атомного двигателя для подводного флота в трех вариантах (водяное, газовое и металлическое охлаждение) с мощностью 10’000 кВт на валу.»

  • Первый в мире атомоход — американская подводная лодка «Наутилус» (1954). Она же — первый корабль в истории человечества, прошедший Северный полюс Земли своим ходом.
  • Первый советский атомоход — подводная лодка «Ленинский комсомол» (построена по постановлению Совмина 1952 года в 1957, вышла в море под атомной силовой установкой 4 июля 1958 года).

Первый советский судовой атомный двигатель с созданием водяного малого реактора (ВМ) был создан для подводной лодки «Ленинский комсомол», спущенной на воду в 1957 году, через 3 года после того, как свою атомную подводную лодку «Наутилус» начали эксплуатировать американцы. Опыт, полученный при разработке этого двигателя, послужил основой для продолжения работы в мирном направлении и 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о разработке первого атомного ледокола с целью сопровождения караванов по Северному морскому пути в течение 6—8 месяцев, а при необходимости — 12—14 месяцев.

Научное руководство проектом было возложено на Курчатовский институт, атомную паропроизводящую установку проектировал Горьковский завод № 92, а корпус корабля — Ленинградское ЦКБ-15. Более 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. 5 декабря 1957 года ледокол «Ленин» был спущен на воду, а 3 декабря 1959 года торжественно передан Министерству морского флота СССР.

  • Первый в мире надводный атомоход — ледокол «Ленин» (1959, СССР).
  • Первый в мире военный надводный атомоход — ракетный крейсер «Лонг Бич» (1961, США).
  • Первый в мире авианосец с ядерной силовой установкой — авианосец «Энтерпрайз»(1961, США).
  • Первый военный советский надводный атомоход — крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков», «Пётр Великий») (1977).
  • Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории человечества достиг своим ходом Северного Полюса (как надводное судно, 1977).

Гражданские суда с ЯСУ

  • Атомные ледоколы
  • Муцу (судно)
  • Отто Ган (судно)
  • Саванна (атомоход)
  • Севморпуть (лихтеровоз)
  • ССВ-33 «Урал»

Военные суда с ЯСУ

В настоящее время практически все крупные военные суда оснащаются атомной силовой установкой, см.:

  • Атомный авианосец;
  • Атомная подводная лодка;
  • Атомный ракетный крейсер.

Это обеспечивает им практически неограниченную дальность плавания и возможность длительного поддержания близкой к максимальной скорости хода. В то же время, вопросы боевой устойчивости, живучести и, особенно, безопасности для собственного экипажа корабля с ЯСУ, участвующего в боевом столкновении, остаются открытыми.

Еще по этой теме:
Севморпуть (лихтеровоз)
13:00, 25 февраль
Севморпуть (лихтеровоз)
«Севморпуть» — советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40. Крупнейшее из всего четырёх когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной
Морские системы навигации
09:23, 11 февраль
Морские системы навигации
Безопасность мореплавания складывается из множества факторов. Конечно же, одним из определяющих является опыт и слаженная работа всей команды
Подводные лодки проекта 667АТ «Груша»
20:00, 09 сентябрь
Подводные лодки проекта 667АТ «Груша»
Подводные лодки проекта 667АТ «Груша» — серия советских атомных подводных лодок, оснащённых комплексом «Гранат» с 32 дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами C-10 «Гранат» на борту.
Исследовательский реактор ИР-100
15:00, 29 июль
Исследовательский реактор ИР-100
ИР-100 — исследовательский ядерный реактор, построенный и введенный в эксплуатацию в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище в 1967 году, готовившим специалистов для атомного
Пономарёв-Степной, Николай Николаевич
17:27, 07 декабрь
Пономарёв-Степной, Николай Николаевич
Николай Николаевич Пономарёв-Степной (род. 3 декабря 1928 в г. Пугачёв) — советский и российский физик-ядерщик, академик РАН (1991), академик АН СССР (с 1987), доктор технических наук, профессор.
Пожарное судно
17:46, 05 декабрь
Пожарное судно
Пожарное судно — корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: