Показать меню

Илья Муромец (фильм)

16.04.2022
16

«Илья Муромец» — первый советский широкоэкранный художественный фильм Александра Птушко по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце. Вышел на экраны СССР 16 ноября 1956 года.

В 2021 году «Мосфильмом» выполнена цифровая реставрация изображения и звука широкоэкранной версии.

Сюжет

Калики перехожие встречают великана-богатыря Святогора, который жалуется, что земля его не держит, и передаёт им свой меч, а сам вместе со своим конём превращается в гору. В лесной деревне больной Илья Муромец сидит на печи. Звенит набат, и конная орда тугар во главе с мурзой Сартаком совершает набег на деревню. В плен попадает девушка по имени Василиса, и видящий это Илья Муромец жалуется на отсутствие у него богатырской силы.

Тугары грабят княжеский обоз, и Сартак пленяет боярина Мишатычку. Однако мурза отпускает боярина, понуждая его стать предателем. Калики идут по сожжённой местности и приходят в деревню Ильи Муромца. Они просят его дать воды, на что Илья объясняет, что подать не может, но приглашает их зайти и взять воды самим. Старейший из каликов поит больного соком встань-травы, и тем самым Илья Муромец исцеляется и получает меч Святогора. Родители рады исцелению, но Илья говорит им, что хочет стать богатырём — защитником Русской земли. Родители дают благословение, а пахарь Микула Селянинович дарит Илье жеребёнка, из которого вырастает богатырский конь.

Илья доезжает до камня-указателя и выбирает путь, на котором засел Соловей-разбойник. Последний пытается убить богатыря свистом, но только сам попадает в плен. В Киеве князь Владимир Красное Солнышко после суда устраивает пир, а глашатаем выступает богатырь Алёша Попович. Он встречает свою возлюбленную Алёнушку и приглашает её на пир, однако этому не рады её родственники, да и боярыня Берметовна сама влюблена в молодого богатыря и пытается привлечь его внимание. На пир приходит возвратившийся с посольством из Царьграда богатырь Добрыня Никитич.

Илья Муромец прибывает в Киев на пир и враждует с Алёшей Поповичем. Боярин Мишатычка подносит дары князю Владимиру и заявляет, что с трудом отбился от тугар и убил Соловья-разбойника. Однако Илья Муромец обвиняет боярина во лжи и показывает пленённого Соловья. Князь просит Илью, чтобы тот заставил Соловья засвистеть. Свист разбойника приносит огромные разрушения, и его по приказу князя убивают в тайном месте.

Илья заключает завет дружбы с Добрыней и Алёшей. От тугар приезжает посол — Идолище Поганое, однако переговоры не ладятся. Илья убивает посла и прогоняет тугар из Киева. Он рассказывает князю историю своей жизни и получает от Владимира Красное Солнышко дело. Илья Муромец приезжает на самую дальнюю заставу, где неподалёку расположилось кочевье мурзы Сартака, который хочет подарить пленённую Василису Калину-царю — повелителю тугарского народа. Однако богатырь прогоняет тугар вместе с мурзой и освобождает Василису. Она дарит богатырю сотканную ею же скатерть-самобранку.

Через некоторое время Илья расстаётся с беременной Василисой и дарит на прощание княжеский перстень, некогда подаренный ему князем Владимиром, и просит назвать сына именем Сокольничек. На реке Василиса сопровождает посланного с купеческими товарами из Киева боярина Матвея Сбродовича. Однако тугары нападают на караван, и Василиса снова попадает в плен к Сартаку, а боярин получает ранение.

В конце зимы в Киеве князь Владимир празднует со своими подданными Масленицу. В самый разгар праздника появляется раненый Матвей Сбродович и сообщает князю об разграблении каравана тугарами. Князь в гневе сетует на отсутствие Ильи Муромца, чем и пользуется боярин Мишатычка. Владимир даёт приказ не пускать во дворец Илью Муромца, который вскоре приезжает в Киев с известием об боярском предательстве.

Богатырь вступает в спор с боярами во главе с Пленчищем и Мишатычкой. Затем появляется Добрыня Никитич и уговаривает Илью пройти на пир в княжеские палаты. Там под влиянием речей Мишатычки князь приказывает бросить богатыря в темницу. Добрыня и Алёша Попович с гневом уезжают из Киева. Княгиня Апраксия просит своего мужа изменить своё решение, но тот непреклонен и приказывает Мишатычке следить за питанием заточённого Ильи.

Проходит время. Оказывается, что Мишатычка не выполнил приказ князя и хочет отправить бочонок с данной когда-то Сартаком тканью от тугарского бунчука по днепровским водам. Но брошенным бочонком он мешает рыбачить Разумею и бежит, оставляя в капкане ключ от темницы. Разумей прячет ключ и забирает с собою тугарскую ткань. Калин-царь откладывает поход тугар на Киев, потому что занят тем, что настраивает рождённого Василисой от Ильи Сокольничка против Руси. Сам Сокольничек побеждает в поединке силача Телебугу.

Орды тугар вторгаются на Русь и становятся лагерем под Киевом. Калин-царь требует от князя Владимира выдачи ему за 3 дня огромной дани, и князь соглашается выполнить требования. Княгиня упрекает своего мужа, и последний намеревается спуститься в темницу и попросить прощения у Муромца. Однако Илья Муромец раскрывает князю Владимиру глаза на предательство боярина и показывает всем скатерть-самобранку, спасшую его от голодной смерти. Княжеская чета вместе с народом просит Муромца защитить Русь от тугарского нашествия, а боярин-предатель получает по заслугам.

На дальней заставе Добрыня Никитич и Алёша Попович одерживают победу в бою над тугарами и после встречи с каликом перехожим идут на помощь Киеву, где князь сетует на недостаток времени для сбора общерусского войска. Илья Муромец обещает Владимиру выторговать у Калина ещё три дня. Он надевает одежду посла и оправляется к тугарам с пустыми дырявыми мешками, веля помощникам раскидать по дороге от Киева три мисочки монет и жемчужин, и объясняет Калину, что богатые дары по дороге рассыпались.

Калин-царь приказывает своим воинам собрать потерянные дары, на что отводит целый день. Однако тугары, выполняя этот приказ, прячут свои находки у себя за пазухой. Илья раскрывает их обман перед Калином-царём, и он убивает нескольких обманщиков. Испуганные тугары по совету шамана Неврюя кладут и найденные дары, и собственные богатства к ногам своего повелителя так, что образуется огромный курган.

Калин-царь объявляет, что тугары отступят от стен Киева в случае выдачи ему Муромца, на что неузнанный Илья просит ещё два дня, после чего богатырь раскрывает перед тугарами свою настоящую сущность и скачет к стенам Киева, где князь уже собрал всех воинов. Калин-царь в гневе хочет послать погоню, но вмешивается Сокольничек и вызывает на поединок Илью Муромца. Отец и сын бьются между собою, однако Илья Муромец видит княжеский перстень на руке у своего противника и раскрывает ему глаза. Муромец просит Сокольничка вернуться в кочевья тугар и отыскать среди пленных Василису.

Илья Муромец делает так, что выигрывает поединок, и это заставляет тугарские орды решиться на бой против русской рати и на штурм Киева. Мурза Сартак погибает от руки Алёши Поповича. Калин-царь приказывает выпустить на поле боя Змея Горыныча. Трёхглавый змей является на поле боя, и благодаря этому тугары переходят в наступление. Но русские воины во главе с Алёшей Поповичем, к которым присоединяется Сокольничек, окружают Змея и вступают в бой с ним. Змей Горыныч погибает от руки Ильи Муромца, и русские переходят в наступление. Тугары терпят поражение и бегут от стен Киева, а шаман Неврюй погибает. Калин-царь попадает в плен, и Муромец воссоединяется со своей женой, которая при помощи сына смогла сбежать из плена.

Сокольничек вступает в личную дружину князя Владимира, Илья Муромец держит речь под стенами Киева.

Создание

Съёмки фильма-сказки кроме павильонов «Мосфильма» проходили в Крыму и на берегах Камского водохранилища близ деревень Лунежки и Константиновка, где была выстроена родная деревня богатыря — Карачарово. Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены на Чайной горке в Ялте, а на берегах только построенного Симферопольского водохранилища снимались днепровские сцены.

Для эпизода нашествия тугарской орды потребовалось бы несколько десятков тысяч всадников и пеших «воинов» — непосильная задача с точки зрения экономики фильма и организации. Но А. Птушко не был бы самим собой не имей он молодых и амбициозных операторов Б. Травкина, А. Ренкова и художника Е. Свидетелева, способных объединить несколько приёмов комбинированных съёмок в один чтобы достичь желаемого результата:

В первую экспозицию массовку располагали на самом дальнем плане. Перед объективом устанавливали множительную зеркальную приставку с восемью-девятью зеркальными пластинами, каждая из которых создавала изображение 1000 человек, позволяя тем самым заполнить дальний план по линии горизонта. Остальную часть кадра без массовки маскировали. При второй экспозиции массовку приближали к киноаппарату, перспективно укрупняя. Для заполнения этого участка кадра изображением людей требовалось уже шесть зеркальных полос. Ранее снятый участок кадра перекрывали контрмаской. В третью экспозицию массовку приближали ещё, и для её «умножения» требовалось четыре зеркальных пластины. Массовка для четвёртой экспозиции полностью заполняла передний план, и множительной приставки не требовалось. В этом случае киноаппарат поворачивали в сторону массовки и производили съёмку этого участка кадра.
Для создания эффекта бегущих облаков небо снимали в пятую экспозицию путём замедленной съёмки (до 1 кадр/с). Для плавного соединения изображения неба с горизонтом и создания воздушной дымки на горизонте как бы от поднятой всадниками пыли в шестую экспозицию производили цветную засветку с оттенением от горизонта к переднему плану.

Борис Плужников, «Искусство комбинированных киносъёмок», 1984

Так съёмка кадра по частям с использованием неподвижных масок и контрмасок в сочетании с множительной зеркальной приставкой позволила «обмануть» экспертов, насчитавших «более 104 тысяч статистов одновременно». А подобных кадров в картине не один.

Фильм снимался одновременно в двух вариантах: широкоэкранном и обычном.

В ролях

  • Борис Андреев — богатырь Илья Муромец
  • Андрей Абрикосов — князь Владимир
  • Наталья Медведева — княгиня Апраксия
  • Нинель Мышкова — Василиса, жена Ильи Муромца
  • Александр Шворин — Сокольничек (20 лет), сын Ильи
  • Сергей Мартинсон — боярин Мишатычка
  • Георгий Дёмин — Добрыня Никитич
  • Сергей Столяров — Алёша Попович
  • Михаил Пуговкин — мастер Разумей
  • Владимир Соловьёв — Касьян
  • Ия Арепина — Алёнушка, возлюбленная Алёши Поповича
  • Всеволод Тягушев — Матвей Сбродович
  • Николай Гладков — боярин Пленчище
  • Шукур Бурханов — Калин-царь
  • Садыкбек Джаманов — мурза Сартак
  • Муратбек Рыскулов — шаман Неврюй
  • Шамши Тюменбаев — Азвяк
  • Сергей Троицкий — боярин
  • Тамара Носова — боярыня Берметовна
  • Александра Данилова — мать Василисы
  • Лев Лобов — купец
  • Иван Рыжов — начальник конной стражи
  • Хабибулло Абдураззаков — половец, в титрах не указан
  • Иван Бондарь — оружейник, в титрах не указан
  • Ольга Ленская — эпизод, в титрах не указана
  • Ан Сон Хи — исполнительница танца тугарянки

Съёмочная группа

  • Сценарий: Михаил Кочнев
  • Постановка: Александр Птушко
  • Операторы: Фёдор Проворов, Юлий Кун
  • Художник: Евгений Куманьков
  • Художник по костюмам: Ольга Кручинина
  • Композитор: Игорь Морозов
  • Звукооператоры: Мария Бляхина, Владимир Богданкевич
  • Второй режиссёр: Дамир Вятич-Бережных
  • Второй оператор: Геннадий Цекавый
  • Монтаж: М. Кузьмина
  • Грим: И. Чеченина
  • Комбинированные съёмки:
    • художник: Евгений Свидетелев
    • операторы: Александр Ренков, Борис Травкин
  • Конструктор: В. Смирнов
  • Редактор: И. Ростовцев
  • Директор картины: Глеб Кузнецов
  • Оркестр Главного управления по производству фильмов. Дирижёр: Семён Сахаров

Мировой прокат

Показ фильма состоялся в разных странах, в порядке выхода на экраны: Финляндия, Камбоджа, ГДР, Япония, Швеция, ФРГ, США под адаптированными новыми названиями. Дублированная американская версия The Sword and the Dragon была сокращена на 4 минуты.

Комментарии

  • ↑ Тугары — вымышленный враждебный кочевой народ, собирательный образ, неспроста созвучный с персонажем русских былин Тугариным.
  • Еще по этой теме:
    Осень (фильм, 1974)
    22:00, 10 июнь
    Осень (фильм, 1974)
    «Осень» — художественный фильм 1974 года. Поставлен по литературному сценарию Андрея Смирнова «Рябина — ягода нежная». Сюжет Поздней осенью в северную деревню приезжают на неделю отдохнуть мужчина
    Илья Муромец (бронепоезд, 1941)
    04:02, 19 декабрь
    Илья Муромец (бронепоезд, 1941)
    Бронепоезд №2 «Илья Муромец» или Бронепоезд № 702 «Илья Муромец» — бронепоезд (БП, изделие), построенный в 1941—1942 годах как подарок РККА железнодорожников Муромского узла, и формирование (броневой
    Илия Печерский
    22:23, 17 декабрь
    Илия Печерский
    Илия Печерский — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 28 сентября (11 октября), в Соборе преподобных отцов
    Сюда не залетали чайки
    01:09, 16 декабрь
    Сюда не залетали чайки
    «Cюда не залетали чайки» — художественный фильм Булата Мансурова 1978 года. Экранизация повести В. П. Астафьева «Перевал» (1958). Премьера на центральном телевидении СССР состоялась 18 декабря 1978
    Орлов, Сергей Михайлович
    17:35, 09 декабрь
    Орлов, Сергей Михайлович
    Сергей Михайлович Орлов (1911—1971) — советский скульптор. Народный художник РСФСР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Биография С. М. Орлов родился 1 (14) сентября 1911 года
    Илья Муромец (фильм)
    13:50, 02 декабрь
    Илья Муромец (фильм)
    «Илья Муромец» — первый советский широкоэкранный художественный фильм Александра Птушко по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце. Премьера состоялась 16 сентября 1956 года. Сюжет
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: