Показать меню

Симфония (теория)

Симфония (от греч. συμφωνία — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом, заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, в идеале находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественным и человеческим естеством и божественной и человеческой волями Христа, «нераздельны и неслиянны». В отличие от толкования монофелитами, симфония является только идеалом, и из принципа симфонии не следует, что воля православного государства всегда совпадает с волей Бога.

Хотя фактически подобные отношения между Империей и Церковью восходят к императору Константину Великому, автором концепции обычно считают императора Юстиниана I, который первым её сформулировал в 6-й Новелле для Патриарха Епифания (535):

«Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство (ἱερωσύνη) и царство (βασιλεία), из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём (συμφωνία τις ἀγαθὴ), что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».

Император Иоанн I Цимисхий (ок. 925—976) писал: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней — заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности.»

В реализации симфонии властей в исторической действительности неизбежны некоторые отклонения от умозрительного идеала. По мнению священника Стенли Харакаса (Stanley Samuel Harakas; Американской архиепископии Константинопольского Патриархата), в «наше время» (XX век) нет предположений об осуществлении концепции симфонии и «самое большее, она являет „невозможный идеал“ в современном мире».

Отклонение, когда считающая себя православной государственная власть господствует над церковной иерархией, квалифицируют как цезаропапизм. Последний наиболее ярко проявлялся в Византии в последние десятилетия её существования, после заключения в 1380-х годах императором Иоанном V Палеологом конкордата с Патриархатом. Аналогичную власть над иерархией Российской Церкви имели российские императоры в синодальный период её истории, где подчинённое положение духовенства усугублялось отсутствием патриаршего возглавления. Последнее было упразднено в ходе церковной реформы Петра I в начале XVIII века.

Противоположное уклонение, когда церковная власть притязает на политическое господство в стране или над странами именуют папоцезаризмом (См. Папство).

В рамках Симфонии властей цезаропапизм считается языческим отклонением от нормы.

В документе «Об отношениях Церкви и государства», выработанном в 2005 году на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом, отмечалось:

Симфония предполагает предоставление Церкви и верующим условий для свободной церковной жизни, ведущей верующих к вечному спасению, «да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2). Поскольку, по слову Божию, «мир во зле лежит» (1 Ин. 5. 19), идеал такой симфонии никогда в полной мере не осуществлялся.

2 февраля 2009 года в Большом Кремлёвском дворце Президент России Д. А. Медведев дал приём (официальный банкет) для архиереев РПЦ, перед которым Патриарх Кирилл в своей речи, в частности, говорил о «симфонии» как своём видении идеальных отношений между Церковью и государством.

Еще по этой теме:
Симфония № 3 (Гурецкий)
Симфония № 3 (Гурецкий)
Симфония № 3, известная также как Симфония печальных песен или Симфония скорбных песнопений (польск. Symfonia pieśni żałosnych) Oр. 36 — наиболее популярное из произведений польского композитора
Павлова, Алла Евгеньевна
Павлова, Алла Евгеньевна
Алла Евгеньевна Павлова (родилась 13 июля 1952 года, УССР, Винница) — российский композитор. Алла Павлова в настоящее время проживает в Лонг-Айленде, Нью-Йорк. Биография Алла Евгеньевна Павлова
Симфония № 21 (Мясковский)
Симфония № 21 (Мясковский)
Симфония № 21 fis-moll, op. 51 — одночастное сочинение русского композитора Н. Я. Мясковского для оркестра тройного состава (три трубы, контрафагот), созданное в 1940 году. Произведение сочинялось по
Гладковский, Арсений Павлович
Гладковский, Арсений Павлович
Арсений Павлович Гладковский (9 [21] мая 1894, Санкт-Петербург — 31 июля 1945, Ленинград) — советский композитор, автор первой советской оперы «За красный Петроград, или 1919 год».
Раманс, Гедертс
Раманс, Гедертс
Гедертс Гедертович Раманс (латыш. Ģederts Ramans; 8 сентября 1927, Елгава, Латвия — 22 июля 1999) — латышский композитор, звукорежиссёр и педагог. Биография В 1955 году окончил Латвийскую
Испанская симфония
Испанская симфония
Испанская симфония ре минор для скрипки с оркестром Op. 21 — произведение Эдуара Лало, написанное в 1874 году. Средняя продолжительность звучания — 35 минут. В произведении пять частей: Allegro non
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: