Показать меню

Ту-155

10.05.2022
34

Ту-155 — летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154 для лётных исследований двигателей с использованием криогенного топлива.

История проекта

Проект ММЗ «Опыт» разрабатывался с 1980 года. Для обслуживания самолёта был разработан авиационный криогенный комплекс, позволяющий проводить различные виды испытаний с использованием больших количеств криогенной жидкости. Первый полёт выполнил 15 апреля 1988 года экипаж лётчика-испытателя В. А. Севанькаева.

Первый испытательный полёт на сжиженном газе был совершён 18 января 1989 года.

Всего было выполнено более ста полётов, из них пять на жидком водороде, установлено 14 мировых рекордов.

На самом Ту-155 использовался один двигатель НК-88, работающий на водороде (правый), и два ТРДД НК-8-2. Топливный бак с экранированной теплоизоляцией, вмещающий 17,5 м³ сжиженного газа вместе с системой подачи топлива и системой поддержания давления, был размещён в хвостовой части фюзеляжа, в постоянно продуваемом воздухом (либо азотом) отсеке (из-за конструктивных сложностей размещения в крыле). Бак, трубопроводы и агрегаты топливного комплекса имели экранно-вакуумную изоляцию, обеспечивающую заданные теплопритоки.

Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород (температура до −253 °C). В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура −162 °C).

Дополнительно установлены системы: гелиевая (для управления силовой установкой), азотная (замещает обычную атмосферу в отсеках самолёта и предупреждает об утечке криогенного топлива), контроля вакуума в теплоизоляционных полостях.

Бортовой номер самолёта СССР-85035. Главный конструктор Ту-155 — Владимир Александрович Андреев. Отличительная внешняя черта данного самолёта — выступы дренажной системы на хвостовом оперении.

На самолёте был установлен экспериментальный турбореактивный двухконтурный двигатель НК-88, созданный в Самаре в двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова на базе серийного двигателя для Ту-154 НК-8-2. Он устанавливался вместо правого штатного двигателя и использовал для работы водород или природный газ. Два других двигателя были родными и работали на керосине. Сейчас они сняты. А вот НК-88 остался на месте

Данный двигатель мог использовать и природный газ, переработанный вариант двигателя (НК-89) был применён в проекте Ту-156. По некоторым данным, эти двигатели отрабатывались для двухместного опытного воздушно-космического самолёта Ту-2000 (обозначение использовалось повторно). Программа прекращена.

Модификации

Планировалось в дальнейшем использовать наработки в проектах:

ЛТХ

Источник данных:

Технические характеристики
  • Экипаж: 4 чел.
  • Длина: 47,90 м
  • Размах крыла: 37,55 м
  • Высота: 11,40 м
  • Площадь крыла: 202,00 м²
  • Масса пустого: 52000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 98000 кг
  • Силовая установка: × 2 ТРДД НК-8-2 + 1 НК-88
  • Тяга: × 10500 кгс
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч
  • Продолжительность полёта на криогенном топливе: 2 ч.
  • Практическая дальность: 2800 км
  • Практический потолок: 11900 м
Еще по этой теме:
1923 год в авиации
03:56, 19 декабрь
1923 год в авиации
Список событий в авиации в 1923 году: События 24 июля — первый полёт планёра А-5 конструкции К. К. Арцеулова 15 августа — первый полёт первого советского истребителя И-1, разработанного Николаем
Ан-38
02:51, 15 декабрь
Ан-38
Ан-38 — самолёт региональных линий КБ Антонова (Украина), модифицированная версия Ан-28, рассчитанная на 27 пассажиров и дальность 800 км. Первый полёт — 23 июня 1994 года; получил международное
White Knight Two
05:37, 10 декабрь
White Knight Two
White Knight Two (WK2) — двухфюзеляжный самолёт-носитель, специально разработанный американской авиастроительной компанией Scaled Composites для воздушного старта туристического космоплана
Д-436
01:34, 08 декабрь
Д-436
Д-436 — семейство авиационных газотурбинных двигателей, разработанных ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко (Украина). Предназначено для пассажирских и транспортных самолётов малой и средней
McDonnell XV-1
01:10, 07 декабрь
McDonnell XV-1
McDonnell XV-1 — американский экспериментальный винтокрыл двухбалочной конструкции c реактивным приводом несущего винта. Разработка и создание Компания Макдоннелл (McDonnell) спроектировала и
Ворон (самолёт)
13:52, 02 декабрь
Ворон (самолёт)
«Ворон» — проект советского разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) КБ Туполева. Проект разрабатывался в соответствии с Решением комиссии Президиума Совета Министров СССР по
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: