Показать меню

Гандзасар

Гандзасар (арм. Գանձասար — досл. «гора сокровища», Гандзасарский монастырь, азерб. Gəncəsər monastırı) — армянский монастырь, выдающийся памятник армянской культуры, действующий монастырь Армянской апостольской церкви. Расположен на левом берегу реки Хачынчай (Хачен), близ деревни Ванклу (Ванк/Вянгли) в Нагорном Карабахе. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), фактически контролирующей монастырь, расположен в Мартакертском районе НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Кельбаджарском районе Азербайджана.

История

По армянскому народному преданию, монастырь получил своё название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по-армянски гандз — сокровище, сар — гора).

Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола, «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению», на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года.

Сведения о строительстве и освещении храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци:

При монастыре, называвшемся Гандзасаром, напротив Хоханаберда, там, где находился их [родовой] склеп, [князь Гасан] построил церковь с прекрасными украшениями — небоподобный храм славы божией, где всё время приносили в жертву агнца божьего, искореняющего грехи мира сего. Много лет работали над нею. Когда [работы] пришли к концу, было устроено пышное торжество для освящения церкви. Присутствовал там и католикос агванский владыка Нерсес вместе со многими епископами, а также великий вардапет Ванакан и множество учителей вместе с ним.

Строительство храма велось с 1216 по 1238 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.

Надпись Гасан-Джалала на древнеармянском языке

Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).

Притвор (Гавит) построен в 1261 году.

Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя). Ясмин Дум-Трагут причисляет Гандзасар к тем средневековым армянским монастырям в которых хранились значимые христианские реликвии.

Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них, относящегося к 1487 году сказано: «… с давних времён и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой …». Армянские феодалы в стремлении сохранить свою политическую власть иногда принимали духовное звание. Так было и в XV веке в Гандзасаре.

Гандзасарский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 года) разделён на две епархии: Карабахскую и Шемахинскую.

Из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян. В одном из своих писем Есаи Гасан-Джалалян писал: Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырёх един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского…

Хачен в XIII веке

В XII—XIII веках в Арцахе возвысилось армянское феодальное княжество Хачен. Княжество занимало бассейн рек Хаченагет, Каркар и Трту. В населенной армянами Хачене развиваются архитектура, миниатюрная живопись и хачкарное искусство. Согласно К. Уолкеру, большая часть из тысячи шестисот армянских памятников Нагорного Карабаха относятся к XII—XIII векам. В 1214 году сюзеренным князем Хачена становится Гасан-Джалал Дола — потомок армянских князей из династии Сюни.

Персидский хронист той же эпохи отмечает:

"Хачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана, где проживают армяне. Люди Абхаза называют их падишаха «тагавер»

Гасан Джалал был сюзеренным князем Хачена находился в вассальной зависимости от Грузинского царства и армянского княжества Закарянов. В армянских синхронных источниках, а также в эпиграфических надписях, Гасан Джалал наделен высокими титулами — «великий князь Хачена и местностей Арцаха», «самодержный князь князей, владыка Хачена» и т. д.. В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк», однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов.

Самый пышный титул имеется в надписи 1240 года в Гандзасарском монастыре: «Я, смиренный раб Божий Гасан Джалал сын Вахтанга, внук великого Гасана, законный самодержавный царь высокой и великой страны Арцахской, имеющей обширные пределы». Отец Гасан Джалала Вахтанг Танкик был женат на Хоришах — сестре Иване и Закаре Закарянов. Жена Гасан Джалала Мамкан была из рода сюникского царя Сенекерима. Родственные связи Гасан Джалала с влиятельными домами той эпохи, несомненно характеризуют высокое положение Хачено-Арцахского владетеля.

Архитектура

Профессор Шарль Диль из Парижского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества.

Центральный собор святого Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с X века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах. В монастырях Гандзасар и Гтчаванк шатер на куполе имеет зонтичную форму, которая первоначально применялась архитекторами города Ани в X веке, и впоследствии широко использовалась во многих других областях Армении.

Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог, историк искусства и архитектуры А. Л. Якобсон писал, что

она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чём заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь.

Якобсон назвал Гандзасар энциклопедией армянского зодчества XIII столетия. По словам Г. Анохина «По красоте своего архитектурного ансамбля и чудесам каменной резьбы этот храм можно отнести к пяти величайшим сооружениям древней и средневековой армянской архитектуры наряду с Гарни, Звартноцем, Эчмиадзином и Татевом». Американский историк искусства Хелен Эванс отмечает, что ктиторская скульптура Гасан-Джалала со скрещенными ногами на барабане церкви не был первым в своём роде в исконной Армении. Уже в X веке похожая скульптура в восточной манере имеется на фасаде Ахтамара. Согласно Питеру Коу, армянские монастыри, например, Гандзасар, могли иметь фигурную композицию вокруг барабана купола, что являлось средством решения определенных архитектурных задач. Российский археолог и искусствовед Л. Хрушкова причисляет Гандзасар к тем армянским памятникам, которые имеют каменную фестончатую арку на фасаде. Согласно Л. Дурновой, Гандзасар относится к тем памятникам армянской архитектуры, которые отличаются особым богатством камнерезного убора.

Мемориальные памятники

Мария Кристина Кариле из Болонского университета отмечает, что с 1216 года монастырь был местом захоронения армянских князей Хачена. В монастыре был похоронен Гасан Джалал Вахтангян, а также князья Хаченского княжества и епископы их рода. Могила Гасана Джалала расположена в гавите, перед входом в главный зал собора Св. Иоанна Крестителя.

Декорации на стенах Гандзасара

Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них: Звезда Давида, в центре которой находится изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье, например в Ани. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный редкий символ — объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц-Дзоре, то есть на тех территориях, где правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян.

Вторая сфера — звезда с шестнадцатью лучами — что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До сих пор не известно, что эта сфера означает.

Третья резная фигура олицетворяет в Армении «Солнце» (арм. արև) — выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачкаров. Солнце является древним символом армянской дохристианской веры, который сохранился в Армянской церкви чудом.

На надгробной плите написано: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе с армянского это означает: «Здесь покоится Великий Джалал; вспоминайте его в своих молитвах; 1431 год».

Баярсайхан Дашдондог отмечает источниковедческую значимость лапидарных надписей Гандзасара для исследования монгольского владычества в исторической Армении

Рядом с надгробием Гасана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (годы правления — 1676—1700) и Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (годы правления — 1702—1728). Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы. На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса Ованнес VIII Гандзасареци (годы правления — 1763—1768) и Саргиса Гандзасареци (годы правления — 1810—1828)—последнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Католикоса.

Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни — 1775—1854) — одного из главных создателей Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви в XIX-ом веке. Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами: «Под этим надгробием покоится … принадлежащий к роду Гасана-Джалала Долы». В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса.

Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары. Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Асан Джалала и погибла ещё в младенчестве. На нижней части этого хачкара выгравирована надпись: «Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени её матери-княгини — дочери Царя Бахка». Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Сюникского царства, юго-западнее Хачена.

Монастырь в наши дни

В результате преднамереной бомбардировки азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации монастырь в ходе Карабахской войны в 1991—1994 сильно пострадал. 20 января 1993 года монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса и разрушено монашеское здание. В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведётся строительство учебного комплекса семинарии.

В 2001 году распоряжением Кабинета министров Азербайджанской Республики № 132 был монастырь был включён в список охраняемых государством объектов в качестве «архитектурного памятника мирового значения».

16 октября 2008 года в Нагорном Карабахе прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные 137 — в монастыре Гандзасар.

11 июля 2010 года исполнилось 770 лет со дня создания монастыря. Руководство и духовенство непризнанной НКР подготовило к этом случаю большой праздник. Паргев Мартиросян — руководитель Арцахской Епархии ААЦ отслужил литургию в соборе Св. Иоанна Крестителя, в Степанакерте была проведена выставка работ, посвященная Гандзасару, в монастыре и столице НКР Степанакерте выступали культурные коллективы, было приглашено много высоких гостей как из Армении и зарубежных стран.

В ноябре 2020 года в результате войны в Нагорном Карабахе, территория монастыря включена в зону ответственности «Север» Российского миротворческого контингента.

Жизнь в монастыре

По состоянию на начало 2022 года монастырь действующий. Кроме собора, на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, библиотека, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году, а также хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке.

В Гандзасаре по старинной традиции производится трехзвездочный коньяк «Гандзасар».

В филателии

  • Марка Армении с изображением монастыря Гандзасар в Арцахе, 2013

  • Марка Азербайджана с изображением монастыря, 2014

Еще по этой теме:
Чиракуз
Чиракуз
Чиракуз (азерб. Çiraquz) / Джракус (арм. Ջրակուս) — село в Закавказье. Согласно административно-территориальному делению Азербайджана расположено в Ходжавендском районе Азербайджана, согласно
Кышлак (Равнинный Карабах)
Кышлак (Равнинный Карабах)
Кышлак (азерб. Qışlaq) — село в Закавказье, расположенное на южных склонах Карабахского хребта в 8 км к северу от города Джебраил. Согласно административно-территориальному делению Азербайджана
Ишыглы (Равнинный Карабах)
Ишыглы (Равнинный Карабах)
Ишыглы (азерб. İşıqlı) — село в Карабахе, расположенное на приаракской равнине, в 5 км к югу от города Физули, у дорогу Физули—Джебраил. Согласно административно-территориальному делению
Хатынбулак
Хатынбулак
Хатынбулак (азерб. Xatınbulaq) — село в Карабахе, расположенное на южных склонах Карабахского хребта, в 10 км к югу от города Физули. Согласно административно-территориальному делению непризнанной
Хатынбулак
Хатынбулак
Хатынбулак (азерб. Xatınbulaq) — село в Карабахе, расположенное на южных склонах Карабахского хребта, в 10 км к югу от города Физули. Согласно административно-территориальному делению непризнанной
Сулейманлы
Сулейманлы
Сулейманлы (азерб. Süleymanlı) — село в Закавказье, расположенное на южных склонах Карабахского хребта в 14 км к северу от города Джебраил. Согласно административно-территориальному делению
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: