Показать меню

Зильберман, Давид Беньяминович

20.05.2022
20

Давид Беньяминович Зильберман (англ. David B. Zilberman, 25 мая 1938, Одесса, УССР, СССР — 25 июля 1977, Бостон, США) — советский и американский философ, индолог, социолог культуры.

Биография

Родился в семье инженера в Одессе. Окончил школу с золотой медалью. Поступить в Одесский государственный университет не смог, как ему дали понять, из-за еврейского происхождения. Поэтому получил техническое образование (Одесский гидрометеорологический институт, 1962), с 1962 по 1965 год по распределению работал метеорологом в аэропорту недалеко от Ашхабада. Самостоятельно изучал философию, английский язык, санскрит. Познакомился с жившим в Ашхабаде переводчиком «Махабхараты» Б.Л.Смирновым. Также познакомился и дружил с астрономом К.Любарским, который позже стал известным деятелем правозащитного движения. Исследовал пыльные бури, готовился писать диссертацию. Увлёкшись философией, решил не продолжать исследования в области метеорологии.

В 1965 году время обязательной работы по распределению завершилось, и в это же время он заболел болезнью Боровского. Летом 1965 года Зильберман вернулся в Одессу. После выздоровления работал в различных организациях, в том числе патентоведом в «Черноморском ЦПКБ 3». Продолжал самостоятельные занятия философией и восточными языками, вступил в брак. Участвовал в работе философского кружка А.И.Уёмова в Одесском университете. Переводил с древнегреческого.

В 1968 году в один из приездов в Москву познакомился в Москве с Юрием Глазовым и Г. П. Щедровицким. По совету последнего поступил в аспирантуру только что созданного Института конкретных социальных исследований АН СССР (научный руководитель — Ю. А. Левада). В аспирантские годы (до 1972) участвовал в семинарах Московского методологического кружка и в социологическом семинаре Ю. Н. Левады, переводил литературу по индуизму, публиковал статьи на ту же тему. Был автором нескольких статей в «Большой советской энциклопедии». Некоторые его переводы индийских философских текстов распространялись в самиздате. Диссертацию «к пониманию культурной традиции» по окончании аспирантуры защитить не удалось в связи с реорганизацией сектора (фактически, «разгоном» группы Ю. А. Левады). Эта фундаментальное исследование опубликовано только в 2015 году под научной редакцией О. И. Генисаретского .

В феврале 1972 г. открыл философский метод «модальная методология». Богатые возможности его применения стали фундаментом для исследований Зильбермана в последующие годы. На основе этого метода разработал метод сравнения культурных традиций.

Весной 1972 года был арестован милицией, затем допрошен сотрудниками и попал под особое наблюдение КГБ . Летом 1972 года, после окончания аспирантуры был вынужден вернуться из Москвы в Одессу, и не мог найти постоянную работу. Зарабатывал переводами с английского. В это же время начался «разгон» исследовательской группы Ю. А. Левады в ИКСИ, из-за чего официальная защита подготовленной Зильберманом диссертации оказалась невозможна. В октябре 1973 года эмигрировал с семьёй в США.

Статьи в «Большой советской энциклопедии»

  • «Индийская философия» (в соавторстве с А. Пятигорским. Том 10);
  • «Культура» (в соавторстве с В. Межуевым. Том 10);
  • «Йога» (в соавторстве с А. Пятигорским. Том 11);
  • «Локайята» (том 16);
  • «Мимамса» (том 16);
  • «Нагарджуна» (том 15);
  • «Ньяя» (том 18).

После эмиграции

С ноября 1973 года жил в США. Читал лекции по философии и антропологии в Хантер колледже Городского университета Нью-Йорка, затем преподавал индийскую философию в университете Чикаго, последние два года жизни был профессором департамента истории идей Брандейского университета, жил в г. Ньютон. Читал лекции по истории индийской и западной философии. С помощью модальной методологии анализировал философские традиции классической Индии и европейскую философию Нового времени. Планировал проведение длительного исследования в Индии в 1977—1978 годах. Одновременно начал работу над фундаментальным исследованием советской философии (рукопись под названием «Московская школа методологии» осталась незаконченной). Дружил с Романом Якобсоном. Продолжал интенсивную переписку с московскими коллегами и друзьями. Весной 1977 года сообщение о будущем увольнении профессора Зильбермана вызвало в Брандайском университете двухдневные студенческие волнения .

Погиб в дорожной аварии 25 июля 1977 г. Супруга — Елена Мичник-Зильберман и младшая дочь Александра Кертис-Зильберман в настоящее время живут во Флориде, старшая дочь Наталия Карни, живёт в Бостоне, сестра Раиса Зильберман, живёт в Чикаго. Ряд современных философов в Москве, Одессе и Санкт-Петербурге считают себя его учениками.

Наследие

Автор трудов по индийской философии, философии каббалы, современной социальной антропологии, философской эпистемологии, типологии культур по их отношению к традиции. Лишь малая их часть опубликована на английском и русском языках. Архив Зильбермана находится в Центре философии и истории науки Бостонского университета. Их исследованием и публикацией занимается сотрудница университета Елена Гурко. Рукописи, которые он не смог вывезти во время эмиграции, хранятся в личных архивах друзей Зильбермана в Москве и Санкт-Петербурге.

Диссертация

Наиболее объемной и законченной работой Зильбермана является его кандидатская диссертация по философии (фактически по теоретической социологии), подготовленная во время обучения в аспирантуре ИКСИ к конце 1971 года. Окончательный вариант назвался «К пониманию культурной традиции» Эта работа состоит из трёх больших разделов: в первом приводится критический анализ современных социологических и антропологических теорий культурной традиции; во второй представлена авторская концепция культурной традиции и методика её формализации; в третьей — типология шести типов культурных традиций. Защита диссертации не состоялась. Её текст Зильберман увёз в эмиграцию и позже использовал при подготовке англоязычных работ. В 2015 году диссертация вышла отдельным комментированным изданием под научной редакцией О. И Генисаретского и редакцией М. Немцева, А. Русакова, В. Федосеева.

Влияние

В период своего сравнительного краткого пребывания в Москве Зильберман активно общался с философами и социологами, входившими в разные сообщества. Среди его близких собеседников были Александр Пятигорский, Олег Генисаретский, Евгений Шифферс, Георгий Щедровицкий, Юрий Левада, Октябрина Волкова, Дмитрий Сегал. После эмиграции Зильберман поддерживал активную переписку с ними. Часть её опубликована В. И. Рокитянским вместе с письмами Зильбермана Ю. Леваде и Е. Шифферсу. Александр Пятигорский посвятил Зильберману одну из основных своих книг «Мышление и наблюдение», указав, что она написана в продолжение их диалогов в Москве в начале 1970-х гг.

Сочинения

  • О возможности системного изучения логического мышления // Системный метод и современная наука. Вып. 1. Новосибирск, 1971. С. 138—147.
  • Личность и культура в антропологии Поля Радина. // Вопросы философии, 1971, № 6, С. 163—172.
  • Социальная антропология: динамика развития и перспективы. // Вопросы философии, 1971, № 11, С. 154—163.
  • Миф о вестернизации Японии. Культура. Между 1970 и 1972 гг. (Оформленный в виде статьи фрагмент кандидатской диссертации Э. Зильбермана).
  • Откровение в адвайта-веданте как опыт семантической деструкции языка // Вопросы философии,1972, № 5. C. 117—129.
  • Индийская Философия. // Большая советская энциклопедия. (в соавт. с А. М. Пятигорским) — № 10, M., 1972.
  • Культура. // Большая советская энциклопедия. (в соавт. с В. М. Межуевым) — № 10, M., 1972.
  • Йога. // Большая советская энциклопедия. (в соавт. с А. М. Пятигорским) — № 11, M., 1972.
  • The Kabbalah Mysticism and the Social Situation in Spain at the Close of the 15th Century — In: Jews in the USSR, London 1973.
  • Локаята. // Большая советская энциклопедия. — № 14, M., 1973.
  • Миманса. // Большая советская энциклопедия. — М., 1974.
  • The Jewish Minority in the Soviet Ukraine. — in: Minutes of the Seminar in Ukrainian Studies, Harvard university. 1974, o. 6.
  • Нагарджуна. // Большая советская энциклопедия. — № 17, M., 1975.
  • Ньяя. // Большая советская энциклопедия. — № 18, M., 1975.
  • A Critical Review of E.Conze’s translation of «The Large Sutra on Perfect Wisdom». — in: The Journal of Asian Studies, November, 1975.
  • A Critical Review of D.Kalupahana’s «Causality: The Central Philosophy of Buddhism». — in: The Journal of Asian Studies, May, 1976.
  • Iconic Calculus? — in: General Systems, vol. XXI, 1976, pp.183-186.
  • Ethnography in Soviet Russia — in: Dialectical Anthropology, vol.1, no.2, Feb. 1976, pp. 135—153.
  • The Emergence of Semiotics in India: Some Approaches to Understanding Laksana in Hindu and Buddhist Philosophical Usages. — in: Semiotica vol. 17, n. 3, 1976, pp. 255—265. (в соавт. с А. Пятигорским).
  • Orthodox Ethic and the Matter of Communism. — in: Studies in Soviet Thought, vol. 17, 1977, pp. 341—419.
  • The Post-Sociological Society. — In: Studies in the Soviet Thought, vol. 18, 1978, pp. 261—328.
  • Приближающие рассуждения между тремя лицами о модальной методологии и сумме метафизик // Россия/Russia, Torino, 1980, № 4, С. 285—316.
  • The Birth of Meaning in Hindu Thought. — Dordrecht; Boston: D. Reidel Pub.; Norwell: Kluwer Academic, 1988.
  • Semantic Shifts in Epic Composition: On the «Modal» Poetics of the Mahab-harata. // Semiosis. — Michigan, 1984.
  • К семиотике понимания типов культурных традиций. // Народы Азии и Африки, 1989, № 3, C. 128—142.
  • Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность. // Вопросы философии, 1996, № 4, С. 76—105.
  • Генезис значения в философии индуизма. Пер. с англ. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  • Генисаретский О. И., Зильберман Д. Б. О возможности философии. Переписка 1972—1977 гг. — М., 2002.
  • Analogy in Indian and Western Philosophical Thought. — Dordrecht: Springer, 2006.

Монографические издания на русском языке

  • Генезис значения в философии индуизма /пер. Е. Гурко. М: РОССПЭН, 1998.
  • Православная этика и материя коммунизма / пер. с англ. Е Гурко под ред. С. А. Семенова; науч. ред. А. Митрофанова и М. Немцев. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014.
  • К пониманию культурной традиции. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2015. — 623 с. ISBN 978-5-8243-1977-4 (Серия «Книга света»)

Переводы

  • Шанкара, «Незаочное постижение» (Перевод с санскрита, опубликован в журнале «Вопросы философии» 1975 № 5, с. 109—116).
  • Инголлс Д. Введение в индийскую логику навья-ньяя / Отв. ред. В. А. Смирнов. М.: Наука, 1975 [книга вышла без указания имени переводчика].
Еще по этой теме:
Васильев, Вадим Петрович
15:01, 03 ноябрь
Васильев, Вадим Петрович
Васильев Вадим Петрович (18 (31) декабря 1912, Одесса — 24 сентября 2003, Киев) — украинский советский энтомолог, член-корреспондент АН УССР (с 1964 года), заслуженный деятель науки УССР (с 1973
Зильберман, Миша
13:01, 03 ноябрь
Зильберман, Миша
Миша Зильберман (ивр. ‏מישה זילברמן‏‎, род. 30 января 1989, Москва) — израильский бадминтонист. Участник Олимпиады 2012, Олимпиады 2016 и Олимпиады 2020. Бронзовый призёр
Келов, Баймухамет Курбанович
00:00, 19 апрель
Келов, Баймухамет Курбанович
Баймухамет Курбанович Келов (род. 1962) — туркменский государственный деятель, министр автомобильного транспорта и автодорог Туркмении. Биография и карьера Баймухамет Келов родился в 1962 году в
Приймак, Андрей Иванович
04:02, 10 декабрь
Приймак, Андрей Иванович
Андрей Иванович Приймак (7 декабря 1941, город Днепродзержинск Днепропетровской области) — советский партийный деятель. Член ЦК КПУ в 1981 — 1990 г. Депутат Верховного Совета УССР 11-го
Ло Жунбан
00:33, 07 декабрь
Ло Жунбан
Ло Жунбан (кит. упр. 罗荣邦, пиньинь Luó Róngbāng, англ. Lo Jung-pang) — американский историк. Внук философа Кан Ювэя, «Автобиографию» которого перевёл на английский язык. Родился в Сингапуре в семье
Туртурро, Николас
18:55, 06 декабрь
Туртурро, Николас
Николас Туртурро-младший (англ. Nicholas Turturro, Jr; род. 29 января 1962) — американский актёр итальянского происхождения, брат актёра Джона Туртурро. Биография Николас родился в 1962 году, в
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: