Показать меню

Турбореализм

21.05.2022
26

Турбореализм — самоназвание направления, возникшего в российской фантастической литературе в начале 1990-х годов. По мнению некоторых критиков и не участвующих в движении писателей, явился результатом попытки отмежеваться от считающейся «низким жанром» фантастики как таковой.

Турбореализм можно определить как философско-психологическую интеллектуальную фантастику, свободно обращающуюся с реальностями. Произведения, относимые к этому направлению, находятся на стыке фантастики и «обычной» литературы, фантастические допущения являются отправной точкой для произведения, выполненного по канонам социально-психологической прозы. В каком-то смысле, турбореализм есть дальнейшее развитие представления о «реалистической фантастике», заложенного Стругацкими. Термин «турбореализм» пустил в ход Владимир Покровский. К «турбореалистам» относятся такие авторы, как Андрей Столяров, Андрей Лазарчук, в какой-то степени Виктор Пелевин и Михаил Веллер. В близкой к турбореализму манере работают Эдуард Геворкян и Андрей Саломатов.

Андрей Лазарчук даёт следующее определение турбореализма:

Турбореализм подразумевает следующее: наш мир, в основном, представляет собой коллективный вымысел или, по меньшей мере, описание, текст, информационный пакет; непосредственно в ощущениях мы получаем малую толику информации о нём (да и ту, зная кое-что о механизмах восприятия, можем ставить под сомнение), значительно же больше — в виде сообщений, прошедших через многие руки.

<…>

Можно сказать так: турбореализм есть литература виртуального мира, в котором мы существуем.

Поскольку термин пока не устоялся, в число «турбореалистов» периодически попадают авторы «четвёртой волны[прояснить]», работающие в других эстетических пространствах — например, Михаил Успенский, Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков или Борис Штерн.

Турбореализм характеризуется его теоретиками по таким отличительным чертам, как «надтекст», «эпикатастрофичность» и «метарелигия».

Суть принципа «надтекста» — представление о литературе в целом как об информационной волне, катящейся из прошлого в будущее. Для того, чтобы сказать что-то действительно новое, автор должен находиться впереди этой волны, писать с опережением собственного времени. Достигается это повышенной смысловой и эмоциональной насыщенностью текстов произведений турбореализма, из чего естественным образом проистекает множественность трактовок. Принцип «надтекста», который был важен для «турбореалистов» на этапе формирования их движения, носил не столько философско-эстетический, сколько политический характер — он наглядно показывал, почему турбореализм находится в авангарде современной литературы.

Принцип «эпикатастрофизма», напротив, оказался весьма плодотворным. Он постулировал, что человек (социум, мир) существует в условиях перманентной катастрофы — нравственной, социальной, космологической. Применение этого принципа придаёт произведениям «турбореализма» некоторую пессимистичность — и одновременно делает их относительно динамичными.

Принцип «метарелигии» основан на представлении о равнозначности для турбореализма таких начал, как личность, Бог и мир. Именно использование этого принципа позволяет авторам свободно обращаться с реальностями, сталкивать на равных Бога (или Дьявола) и человека, использовать магию не как художественный приём, а как существенную часть описываемой реальности.

Главные произведения турбореализма

  • Андрей Столяров. Ворон (1990);
  • Андрей Лазарчук. Опоздавшие к лету (1989—1996);
  • Виктор Пелевин. Жизнь насекомых (1992);
  • Андрей Столяров. Монахи под Луной (1992);
  • Андрей Столяров. Я — мышиный король (1994);
  • Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).
Еще по этой теме:
Радуга (журнал, Украина)
11:00, 11 март
Радуга (журнал, Украина)
«Радуга» — ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, издающийся в Киеве (Украина); в прошлом — орган Союза писателей УССР. Старейший «толстый журнал», издающийся на
Балабуха, Андрей Дмитриевич
03:01, 28 июль
Балабуха, Андрей Дмитриевич
Андрей Дмитриевич Балабуха (р. 10 апреля 1947 года, Ленинград) — российский писатель-фантаст и критик. Биография Работал топографом, инженером-проектировщиком. Печататься начал с 1966 года, с
Премия «Хьюго» за лучший рассказ
18:00, 21 июль
Премия «Хьюго» за лучший рассказ
Премия «Хьюго» за лучший рассказ (англ. Hugo Award for Best Short Story) ежегодно вручается с 1955 года на Всемирном конвенте любителей фантастики «Worldcon», кроме 1957 года, за лучшие произведения,
Вознесенский, Вадим Валерьевич
17:53, 13 декабрь
Вознесенский, Вадим Валерьевич
Вадим Валерьевич Вознесенский (род. 27 февраля 1975, г. Солигорск) — белорусский писатель, работает в различных жанрах нереалистической прозы. На сегодняшний день издано два романа: Евангелие
Снежный Ком М
13:47, 10 декабрь
Снежный Ком М
Издательство «Снежный Ком М» — российское издательство художественной литературы. Основано в 2010 году. Относится к так называемому сегменту «малых издательств», книги издаются небольшими тиражами со
Литературная летопись Москвы
12:31, 10 декабрь
Литературная летопись Москвы
«Литературная летопись Москвы» — книжная серия, выходившая массовыми тиражами в издательстве «Московский рабочий» (Москва) в 1985—1990 годах. Книги серии содержат произведения разных жанров (от
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: