Показать меню

Бозио, Анджолина

05.07.2022
91

Анджолина Бозио (итал. Angiolina Bosio; 28 августа 1830, Турин — 31 марта (12 апреля) 1859, Санкт-Петербург) — итальянская оперная певица (сопрано).

Биография

Анджолина Бозио родилась 28 августа 1830 года в Турине в семье бедного певца-комедианта. В десять лет стала учиться в Милане у профессора Венчеслао Каттанео, затем вернулась на родину в Турин, где продолжила обучение у профессора Монтаны. В июле 1846 года в Королевском театре Милана состоялся звёздный дебют Анджолины в роли Лукреции в опере «Двое Фоскари». Чуть позже она пела в известном тогда миланском оперном театре Каркано, соперничавшим с самим Ла Скала, её приглашали и на другие сцены, она выступала в Вероне, Мадриде, Копенгагене, на сцене лондонского Ковент-Гардена, а в 1848 году в первый раз вышла на подмостки парижской Гранд-оперы. В 1850—1851 г.г. певица жила в США и выступала вместе с труппой Гаванской итальянской оперной компании.

В 1851 году после возвращения из США в Европу, Бозио вышла замуж за грека по фамилии Ксиндавелонис, с котором познакомилась в Мадриде. После свадьбы Ксиндавелонис стал импресарио своей жены.

В период с 1852 по 1855 год неоднократно выступала в Париже. В отличие от многих современниц Анджолина пользовалась за рубежами Италии популярностью даже большей, чем на родине. Неоднократные гастроли по странам Европы и выступления в США принесли ей всеобщее признание, поставили её очень быстро в один ряд с лучшими артистками того времени.

Осенью 1855 года Бозио впервые побывала в России, где выступала вместе с итальянской труппой в московском Большом театре. Было дано более двадцати спектаклей, певица блестяще спела Виолетту в опере Джузеппе Верди «Травиата». Её триумфальные выступления произвели настоящий фурор. Четыре сезона Анджолина Бозио выступала в России, в марте 1859 года поехала из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы дать несколько концертов, но на обратном пути простудилась и заболела. Простуда переросла в пневмонию, и, проболев три недели, Бозио скончалась. В последний путь певицу провожал весь Петербург. Иван Сергеевич Тургенев писал:

Сегодня я узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней. Я видел ее в день ее последнего представления: она играла «Травиату»; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей скоро придется исполнить эту роль не в шутку. Прах и тлен, и ложь — все земное.

Была похоронена 4 (16) апреля на привилегированном участке Святой Екатерины Выборгского римско-католического кладбища Санкт-Петербурга. В 1861 году на могиле Бозио был установлен памятник работы мастера Пиетро Косты. В 1939 году в связи с ликвидацией кладбища захоронение Бозио вместе с памятником было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры. Надгробие могилы А.Бозио является объектом культурного наследия федерального уровня.

Рецензенты дружно писали, что с каждым спектаклем пение Бозио становится совершеннее. «Голос очаровательной, симпатичной нашей певицы стал, кажется, сильнее, свежее»; или: «…голос Бозио приобретал более и более силы, по мере того как успех ее упрочивался… голос ее стал звучнее».

Роли в театре

  • «Двое Фоскари» — Лукреция
  • «Трубадур» — Леонора
  • «Макбет» — леди Макбет
  • «Любовный напиток» — Адина
  • «Пуритане» — Эльвира Уолтон
  • «Луиза Миллер» — Луиза
  • «Риголетто» — Джильда
  • «Матильда ди Шабран, или Красота и Железное сердце» — Матильда
  • «Семирамида» — Семирамида
  • «Граф Ори» — графиня Формутье
  • «Севильский цирюльник» — Розина
  • «Дон Жуан» — Церлина
  • «Фра-Дьяволо» — Церлина
  • «Марта» — леди Гарриет Дюрэм
  • «Травиата» — Виолетта Валери
  • «Дон Паскуале» — Норина

Память

Анджолина Бозио упоминается в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в стихах О. Э. Мандельштама («И живая ласточка упала // На горячие снега», в повести «Египетская марка»), и в стихотворении Николая Некрасова:

Вспомним — Бозио. Чванный Петрополь
Не жалел ничего для неё.
Но напрасно ты кутала в соболь
Соловьиное горло своё.
Дочь Италии! С русским морозом
Трудно сладить полуденным розам
Перед силой его роковой
Ты поникла челом идеальным.
И лежишь ты в отчизне чужой
На кладбище пустом и печальном.

Еще по этой теме:
Ропская, Александра Дмитриевна
22:00, 07 август
Ропская, Александра Дмитриевна
Александра Дмитриевна Ропская (11 (23) апреля 1897, слобода Ширяево, Воронежская губерния — 20 апреля 1957, Киев) — украинская советская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка
Давыдова, Цецилия Давыдовна
19:00, 30 май
Давыдова, Цецилия Давыдовна
Цецилия Давыдова (итал. Cecilia David — Чечилия Давид, настоящее имя Цецилия Давыдовна Зеленская, в замужестве Окс; 15 марта 1878, Одесса — 1909, Милан) — русская и итальянская оперная певица
Грюн, Фридерика
01:12, 12 декабрь
Грюн, Фридерика
Фридерика Грюн (нем. Friederike Grün; 14 июня 1836, Мангейм — 1917) — немецкая оперная певица (сопрано). Начала учиться музыке у мангеймского придворного капельмейстера Винценца Лахнера, в 1857 г.
Доре, Алина Степановна
16:43, 11 декабрь
Доре, Алина Степановна
Алина Степановна Доре (урожд. Матвеева, настоящее имя — Александра) — оперная и камерная певица, педагог, обладала меццо-сопрано и контральто. Биография О раннем детстве и семье нет достоверной
Куза-Покассовская, Олимпиада Илларионовна
01:50, 09 декабрь
Куза-Покассовская, Олимпиада Илларионовна
Олимпиада Илларионовна Куза-Покассовская (1877, с. Стечанка, Киевская губерния — ?) — оперная певица, обладательница лирико-драматического сопрано. Биография Отцом Олимпиады Илларионовны был
Лебедева, Галина Ивановна
04:54, 06 декабрь
Лебедева, Галина Ивановна
Галина Ивановна Лебедева (род. 3 ноября 1955 года) — оперная певица, лирико-колоратурное сопрано, заслуженная артистка России (1998), первая исполнительница партии Марии Стюарт (в одноимённой опере
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: