Показать меню

Какофония

14.07.2022
21

Какофония (др.-греч. κακός – «плохой» + φωνή – «звук») — сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение. Какофония образуется, как правило, в результате случайного сочетания звуков (например, при настройке оркестра) или режущего сочетания звуков в стихах. Антонимом слова какофония является эвфония (благозвучие).

В музыке

В современном музыкальном авангардизме элементы какофонии могут быть использованы целенаправленно: «звуковые гроздья» у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа, нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др. Если структура музыки не соответствует музыкальному опыту слушателя, у него может возникнуть впечатление какофонии. Например, слушатели могут воспринимать как какофонию музыку другой культуры или эпохи; так, якутское народное многоголосие (осмысленное и закономерное для якутов), покажется какофонией слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры.

Известным примером употребления этого термина является статья «Сумбур вместо музыки», где им охарактеризована опера «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича:

Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию.

— Сумбур вместо музыки

В филологии

Какофония в речи может создаваться из-за назойливого повторением одних и тех же звуков, если их скопление не служит стилистическим задачам. В этом значении термин применялся ещё Пушкиным: «„К кому был Феб из русских ласков“ — неожиданная рифма „Херасков“ не примиряет меня с этой какофонией.» («Дневник» Пушкина от 3 апреля 1821 г)

Использование в других областях

Термин может быть использован и в других областях искусства

В психиатрии этим термином обозначается расстройство восприятия речи при сенсорной асемии, когда все слышимое воспринимается больным как беспорядочный и бессмысленный поток звуков; а также непрерывно издаваемые бессмысленные звуки, производимые на пике речевого возбуждения.

Переносное значение

Какофония иногда используется в переносном значении для обозначения разлада и несогласия. После того, как канцлер Германии Герхард Шрёдер в декабре 2002 критиковал политиков из своей коалиции, которые говорили о повышении налогов со словами «Этот вид какофонии абсолютно не способствует совместной политике»., слово Какофония при выборе «слова года» заняло 4-е место в Германии в 2002 году.

Интересный факт

  • Слово какофония применил Николай Носов в романе «Незнайка в Солнечном городе» для обозначения «музыки», которую исполняли появившиеся в городе хулиганы — «ветрогоны»: несколько из них пробрались в концертный зал

…и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать; но ветрогоны распустили слух, что это самая модная теперь музыка и называется она какофония.
Эта какофония стала распространяться по городу, и скоро появилось ещё несколько оркестров, которые играли на поломанных и расстроенных инструментах. Особенно модным в то время считался какофонический оркестр «Ветрофон». Он был небольшой и состоял всего из десяти коротышек. Один из этих коротышек играл на консервной банке, другой пел, третий пищал, четвёртый визжал, пятый хрюкал, шестой мяукал, седьмой квакал; остальные издавали другие разные звуки и били в сковороды.
Любители музыки приходили на концерты этих модных оркестров, слушали и с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чём свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и своё собственное существование в придачу.

Еще по этой теме:
Тетраграф
14:00, 14 январь
Тетраграф
Тетраграф (от греч.: τετρα-, tetra-, «четыре» и γράφω, gráphō, «пишу») представляет собой последовательность из четырёх букв, используемых для представления одного звука (фонемы), или сочетания
Дзёдай токусю канадзукай
20:19, 15 декабрь
Дзёдай токусю канадзукай
Дзёдай токусю канадзукай (яп. 上代特殊仮名遣 дзё:дай токусю канадзукай) — архаичная канадзукай, то есть система записи японского языка в эпоху Нара. Её главной задачей было различение звуков, позже
Гендиадис
14:01, 13 декабрь
Гендиадис
Гендиадис (от др.-греч. ἓν διὰ δυοῖν (hen dia dyoin) — «одно через два») — фигура речи, выражающая одно понятие двумя лексическими единицами, например: «кричать и плакать», «жадина-говядина».
Вариант фонемы
21:17, 11 декабрь
Вариант фонемы
Вариант фонемы — в учении Московской фонологической школы (МФШ): обусловленная позицией модификация фонемы (т. е. её разновидность, выступающая в фонологической позиции, отличной от абсолютно
Ҙ
11:39, 03 декабрь
Ҙ
Ҙ, ҙ — буква расширенной кириллицы, в Юникоде называемая З с нижним выносным элементом. 7-я буква башкирского алфавита, где означает звонкий межзубый звук [ð]. При произношении данного согласного,
Почвенный покров Сытоминского ареала (часть 3)
13:55, 13 март
Почвенный покров Сытоминского ареала (часть 3)
Еще одни небольшой контур включает автономные Аl—Fe-гумусовые подзолы, но они развиты уже в сочетании с глееватыми и приурочены к небольшим повышениям эолового рельефа в наиболее высокой части I
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: