Показать меню

Реперкуссия

02.08.2022
10

Реперкуссия (лат. repercussio повторяющийся удар) в григорианике — характерный для церковного тона мелодический интервал между финалисом и реперкуссой, который берётся скачком или заполняется поступенным мелодическим движением, или подчёркивается опеванием указанных ладовых устоев. Одна из категорий модально-монодического лада.

Стандартные реперкуссии церковных тонов: (1) d–a, (2) d–f, (3) e–c¹, (4) e–a, (5) f–c¹, (6) f–a, (7) g–d¹, (8) g–c¹.

Краткая характеристика

Первые дошедшие до нас сведения о реперкусии содержатся у Анонима XII из традиции Иоанна Голландского, трактат которого датируется концом XV века. Учение о реперкуссии стало популярным в научной и учебной литературе о музыке XVI века. О его распространённости свидетельствует мнемонический стих, который приводит немецкий учёный Иоанн Кохлей в своём учебнике «Музыкальный тетрахорд» (1511):

Pri<mus> re la Se<cundus> re fa Ter<tius> mi fa Quart<us> quoque mi la Quint<us> fa sol Sext<us> fa la Sept<imus> ut sol Oct<avus> tenet ut fa

В том же учебнике Кохлей даёт мелодии тонов (melodiae tonorum) — типовые мелодические формулы (лат. formula, progressio) как способы заполнения характерных для каждого тона интервалов (см. нотный пример). Аналогичные пассажи находятся в трудах и других немецких теоретиков музыки, например, у Орнитопарха (Ornitoparchus; трактат «Musicae activae micrologus», 1517), Мартина Агриколы («Rudimenta musices», 1539), Галла Дресслера («Praecepta musicae poeticae», 1563) и других. В XX—XXI вв. понятие реперкуссии, присущее модальной монодии, Ю.Н. Холопов распространял также на многоголосные модальные лады (например, в музыке Дж.П. Палестрины).

Другие значения термина

Термин repercussio встречается в теории невменной нотации, где обозначает так называемые строфические невмы bistropha (distropha) и tristropha, характеризущиеся двух- и трёхкратным (редко больше) повторением одной и той же высоты звука. В учении о фуге XVIII века словом repercussio называлось (типичное) интервальное соотношение вождя и спутника (лат. dux et comes).

Еще по этой теме:
Трактат (дипломатия)
16:00, 02 июль
Трактат (дипломатия)
Трактат, в системе категорий международного права и истории дипломатических отношений России — одна из разновидностей соглашений (собирательное знач.: convention), наряду с договором, соглашением
Григорианское пение
10:24, 19 декабрь
Григорианское пение
Григорианское пение (лат. cantus Gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал, cantus planus — литургическая
Димитрий Кидонис
05:23, 16 декабрь
Димитрий Кидонис
Димитрий Кидонис (греч. Δημήτριος Κυδώνης; 1324—1398) — учёный грек XIV века, латинист, родом из Фессалоник; был близким другом и советником императора Иоанна Кантакузина. Брат Прохора Кидониса.
Иоанн XX
01:24, 10 декабрь
Иоанн XX
Иоанн XX (лат. Johannes PP. XX) — никогда не существовавший папа Римский. Известный исторический казус. История В 1276 году очередным папой был избран Педру Жулиан, решивший взять себе имя Иоанн.
Надпись из Эль-Керак
07:41, 06 декабрь
Надпись из Эль-Керак
Надпись из Эль-Керак была обнаружена в 1958 году в Иордании, возле вади Эль-Керак. Она представляет собой базальтовый фрагмент надписи высотой 12.5 см и шириной 14 см. Надпись датируется концом IX
1390 год
13:29, 04 декабрь
1390 год
1390 (тысяча триста девяностый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в субботу. Это 1390 год нашей эры, 390 год 2-го тысячелетия, 90 год XIV века, 10 год 9-го десятилетия XIV
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: