Показать меню

Як-2

01.09.2022
35

Як-2 (ББ-22) — «ближний бомбардировщик», советский двухмоторный легкий самолет-бомбардировщик ближнего действия и разведчик-бомбардировщик.

История создания

До 1938 года ОКБ А.С. Яковлева специализировались на проектировании самолётов легкомоторного типа, но в связи с приближением возможной войны ОКБ получило задание на разработку двухмоторного военного самолёта, который должен иметь максимальную скорость, возможную по тем временам. Самолёт планировали изготавливать в трёх вариантах: истребитель, разведчик, ближний бомбардировщик.

Истребительный вариант планировалось вооружить двумя автоматическими пушками ШВАК и тремя авиационными пулемётами ШКАС. При этом пушки располагались под фюзеляжем, а два из трёх пулемётов — в развале цилиндров двигателей. Эта модификация получила индекс И-29.

Опытный образец самолёта был испытан в январе 1939 года и показал отличную скорость в 572 км/ч, но так как на испытаниях самолёт был представлен без вооружения, было принято решение о переходе к концепции скоростного бомбардировщика ближнего действия под индексом ближний бомбардировщик ББ-22 или Як-2.

Во втором экземпляре перекомпоновали фюзеляж с целью увеличения ёмкости бомбоотсека, но это привело к ухудшению устойчивости и в фюзеляже не осталось места для бензобаков, что привело к уменьшению дальности полёта. К тому же максимальная скорость упала до 480 км/ч. Несмотря на это самолёт приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Всего в 1940 году было выпущено 111 единиц. Государственный план на 1941 год предусматривал выпуск 1300 двухмоторных бомбардировщиков Яковлева.

Для улучшения ЛТХ машину оснастили новыми двигателями М-105 мощностью по 1050 л. с. Машины с этими моторами получили наименования Як-4. Скорость возросла до 530 км/ч.

  • Заказ на заводе № 1 (директор: Воронин П. А.) составил 242 машины. Изготовлено: 81.
  • Заказ на заводе № 81 (директор: Климовицкий Н. В.) — 300 машин. Изготовлено: 30.

В серии ближний бомбардировщик Як-2 оказался неудачным самолётом. Серийные самолёты не показывали высокую скорость как опытный экземпляр. Масса бомбовой нагрузки была слишком мала для двухмоторной машины. В итоге, производство самолёта было ограничено, а боевое применение непродолжительно.

Истребительный вариант, построенный во второй половине 1940 года по тем же причинам лишился трёх пулемётов. Остались только две пушки ШВАК. В декабре 1940 года опытный истребитель И-29 впервые поднялся в воздух. Однако проблемы с силовой установкой надолго затормозили испытания прототипа. А с началом Второй мировой войны программу и вовсе свернули в пользу более перспективного одномоторного истребителя Як-1.

Конструкция

Як-2 моноплан с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и убирающимся шасси.

  • Фюзеляж — смешанной конструкции. Технологически фюзеляж расчленён на три части: носовая, средняя и хвостовая. Носовая часть ферменная, сварная из стальных труб, обшивка фанера. Средняя часть целиком деревянная и составляет единое целое с крылом. Хвостовая часть — ферменная конструкция, обшивка полотно. Кабина пилота с фонарём смонтирована на передней ферме фюзеляжа. Кабина штурмана расположена в средней части.
  • Крыло — свободнонесущее, двухлонжеронное, деревянной конструкции, обшивка бакелитовая фанера. Механизация крыла: элероны и посадочные щитки. Элероны — каркас из дюралюминия, обшивка полотно. Посадочные щитки клёпанные, дюралюминиевые. Щитки отклоняются при посадке на 50 градусов. На крыле установлены мотогондолы для двух двигателей.
  • Хвостовое оперение — двухкилевое. Стабилизатор и киль деревянной конструкции. Рули высоты и руль направления — каркас дюралюминиевый, обшивка полотняная. Двухкилевая схема самолёта выбрана для увеличения зоны обстрела задней полусферы.
  • Шасси — трёхопорное с убирающимися стойками с хвостовым колесом. Уборка и выпуск шасси производится от гидросистемы. Аварийный выпуск шасси производится от пневмосистемы. Колёса шасси снабжены пневматическими тормозами. Заднее колесо в полёте не убирается.
  • Силовая установка — два поршневых, четырёхтактных, двенадцатицилиндровых двигателя М-103 жидкостного охлаждения, мощностью 960 л. с. каждый. Топливо размещено в шести баках — четыре в крыле, между лонжеронами и два в фюзеляже , за кабиной пилота. Каждый двигатель имеет свою маслосистему, расположенную в мотогондоле, в нижней части мотогондолы расположен маслорадиатор. Запуск двигателя производится от сжатого воздуха.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют серийному Як-2:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2-3 человека
  • Длина: 9,34 м
  • Размах крыла: 14 м
  • Площадь крыла: 29,4 м²
  • Масса пустого: 4000 кг
  • Масса снаряжённого: 5380 кг
  • Двигатели: 2× жидкостного охлаждения V-12 М-103
  • Мощность: 2×960 л. с. (716 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте 5000 м: 515 км/ч
    • у земли: 439 км/ч
  • Практическая дальность: 800 км
  • Практический потолок: 8900 м
  • Скороподъёмность: 10,83 м/сек.
  • Время набора высоты: 5000 м за 7,7 минуты
  • Нагрузка на крыло: 183 кг/м²
  • Тяговооружённость: 270 Вт/кг

Вооружение

  • Пулемётное: 1×7,62 мм пулемёт ШКАС
  • Бомбовая нагрузка: 900 кг

Боевое применение

Самолёт успешно применялся во время Великой Отечественной войны. Так, лётчиками 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии в конце июня 1941 года в короткие сроки освоили случайным образом попавшие на аэродром самолёты ББ-22. Экипажи на этих самолётах успешно выполняли бомбардировку скопления войск противника на дорогах и в районе переправ, был подорван наплавной мост через Березину.

Большая часть Як-2 была потеряна в первые месяцы войны. Начальника разведывательного отдела ВВС Западного фронта оценил Як-2 как совершенно непригодный для ведения разведки.

Интересные факты

25 марта 1961 с борта самолета Як-2, где находились командующий авиаэскадрильей № 61 Лев Оккельман и два сотрудника КГБ, в ходе поисково-спасательных работ был обнаружен спускаемый аппарат космического корабля Спутник-10 с собакой Звездочкой внутри. Приземление аппарата произошло рядом с деревней Карша Чайковского района Пермского края, где его и обнаружили.

Еще по этой теме:
Як-242
19:00, 01 сентябрь
Як-242
Як-242 — нереализованный проект пассажирского самолёта ОКБ Яковлева, работы по которому велись в 1993 году. Проект предполагал глубокую модернизацию самолёта Як-42. По своим характеристикам самолёт
САМ-13
11:43, 19 декабрь
САМ-13
САМ-13 — советский двухмоторный истребитель конструкции А. С. Москалёва. Конструкция Два мотора «Рено» по 220 л. с. были расположены в носу и сзади фюзеляжа по схеме «тяни-толкай», хвост был
Dornier Do Y
00:58, 14 декабрь
Dornier Do Y
Дорнье Do Y (нем. Dornier Do Y) — немецкий самолёт, использовавшийся в межвоенный период. Хотя этот самолёт проектировался как бомбардировщик, он так же использовался в качестве транспортного
САМ-13
19:21, 10 декабрь
САМ-13
САМ-13 — советский двухмоторный истребитель конструкции А. С. Москалёва. Конструкция Два мотора «Рено» по 220 л. с. были расположены в носу и сзади фюзеляжа по схеме «тяни-толкай», хвост был
Та-1
09:28, 10 декабрь
Та-1
Та-1 — советский опытный двухмоторный истребитель сопровождения, одноместный среднеплан с мощным неподвижным вооружением, разработанный под руководством Таирова. Пожалуй, один из самых незамеченных
Aermacchi MB-339
02:02, 09 декабрь
Aermacchi MB-339
Аэрмакки MB-339 (итал. Aermacchi MB-339) — итальянский учебно-боевой самолёт и лёгкий штурмовик, разработанный для замены MB-326. Совершил первый полёт 12 августа 1976 года. Серийно производится с
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: