Показать меню

Якопо дель Селлайо

04.09.2022
23

Якопо дель Селлайо (Якопо ди Арканджело; итал. Jacopo del Sellaio, Jacopo di Arcangelo; 1441/1442, Флоренция — 12 ноября 1493, там же) — итальянский живописец флорентийской школы.

Жизнь и творчество

Мадонна

Якопо был единственным сыном шорника Арканджело (Арканджоло) ди Якопо и Монны Джеммы. «Шорник» по-итальянски — sellaio, отсюда прозвище художника. У супругов была ещё дочь Лукреция; известно, что позднее, в 1469 году, вместе с семьёй проживал Джованни, двоюродный брат Якопо; жильё они снимали у Монны Пьеры, сестры матери живописца. Если верить Вазари, Селлайо учился вместе с Боттичелли у фра Филиппо Липпи. Боттичелли оказал значительное влияние на творчество соученика.

О жизни Селлайо известно немногое. В 1460 году он вступил во флорентийское братство Святого Луки, а с 1473 по 1491 годы работал в одной мастерской с Филиппо ди Джулиано. Видимо, кроме последнего, в мастерской Селлайо трудились и другие ассистенты. Самое раннее из известных произведений Якопо датируется концом 1477 года. Это две панели, находящиеся во флорентийской церкви Санта Лучия деи Маньоли и изображающие Марию и ангела, несущего благую весть. Известно, что в той же церкви Селлайо также занимался реставрацией картины предположительно кисти Пьетро Лоренцетти, а его ассистент ди Джулиано исполнил там распятие.

«Благовещение» несёт на себе следы влияния фра Филиппо. Сюжет Благовещения написан мастером для ещё одной из флорентийских церквей — Сан Джованни Вальдарно. В «Рождестве», написанном в конце 1480-х гг., тоже отразились черты искусства Липпи, такие, например, как лучи, окружающие Младенца Христа.

Для церкви Сан Фредиано Селлайо написал два алтарных образа. В «Пьете» заметно влияние Гирландайо; она впервые упоминается в документах за 1483 г. и при жизни автора осталась неоконченной; завершал её написание Арканджело, сын Якопо (появившийся на свет около 1477 г.). Второй образ — «Распятие со св. Лаврентием» — выдаёт глубокое воздействие, которое на творчество Селлайо оказал Боттичелли. Вероятно, это один из последних значительных заказов мастера, и относится он приблизительно к 1490 г. (Спустя три года Селлайо был в этой же церкви похоронен.)

Большинство произведений Селлайо — религиозные картины, на каждой из которых представлен какой-либо один христианский персонаж, чаще всего святые Иероним или Иоанн Креститель. Кроме того, ряд работ художника являет собой украшение так называемых «кассоне» — специальных сундуков, являвшихся символом заключения брачного союза и будущего материального благополучия новой семьи: такие «кассоне» было принято торжественно проносить по улицам в ходе свадебного шествия к дому невесты. Самые известные из работ Селлайо для подобных сундуков — история Амура и Психеи и история Эсфири и Артаксеркса. В 1472 г. Якопо в сотрудничестве с Дзаноби ди Доменико и Бьяджо д’Антонио работал над панелями для сундука, известного как кассоне Нерли.

В целом творчество Селлайо эклектично и несколько подражательно, но при этом в нём всё же чувствуется обаяние личности и мастерства самого автора. Некоторые исследователи полагают, что наиболее самобытен Селлайо не в религиозных, а в мифологических и исторических работах («Триумфы Петрарки», «Орфей и Эвридика», «Брут и Порция»). Техника художника отличается линейностью, а палитра — мягкостью и светлыми тонами.

Не во всех картинах авторство Селлайо можно установить с полной достоверностью. Ряд работ, в разное время приписываемых Селлайо, возможно, принадлежит кисти других последователей Боттичелли, Липпи и Гирландайо, среди которых и его сын Арканджело, и его ассистент ди Джулиано.

Еще по этой теме:
Якопо ди Чоне
14:00, 21 май
Якопо ди Чоне
Якопо ди Чоне (итал. Jacopo di Cione; 1320-е, Флоренция — между 1398 и 1400, там же) — итальянский художник. Биография Якопо ди Чоне был флорентийским художником, братом двух более знаменитых
Сарачени, Карло
11:00, 21 апрель
Сарачени, Карло
Карло Сарачени (итал. Carlo Saraceni; 1579, Венеция — 16 июня 1620, Венеция) — итальянский живописец венецианской школы по прозванию «Карло Венецианец» (Carlo Veneziano). Караваджист. Биография С
Музей Польди-Пеццоли
23:00, 22 июнь
Музей Польди-Пеццоли
Музей Польди-Пеццоли (Польди-Пеццоли; итал. Museo Poldi Pezzoli) — музей в Милане, основанный Джаном Джакомо Польди-Пеццоли в середине XIX века как частная коллекция. Открыт для публики с 1881 года.
Коронование Марии (картина Липпи)
14:17, 14 декабрь
Коронование Марии (картина Липпи)
«Коронование Марии» (итал. Incoronazione Maringhi) — алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи, известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви
Де Йоде, Питер (старший)
05:18, 05 декабрь
Де Йоде, Питер (старший)
Питер де Йоде-старший или Петрус (нидерл. Pieter de Jode der Ältere; 1570, Антверпен, Фландрия — 9 августа 1634, Антверпен, Фландрия) — южнонидерландский гравёр, художник, график и издатель эпохи
Княжество Пьомбино
07:17, 03 декабрь
Княжество Пьомбино
Княжество Пьомбино (итал. Principato di Piombino) — итальянское государство с центром в Пьомбино, существовавшее на протяжении 400 лет, с 1399 по 1815 годы. Синьория Пьомбино получила статус
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: