Показать меню

Бродячая собака (кафе)

18.09.2022
21

«Подвал Бродячей собаки» — литературно-артистическое кабаре, один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса. В 2001 году кафе на историческом месте было вновь открыто на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.

История

Было открыто антрепренёром Борисом Прониным в канун 1912 года в подвале дома Жако и закрыто весной 1915 года, во время Первой мировой войны, вскоре после антивоенного выступления В. Маяковского. Ее учредителем выступило Общество интимного театра: его в 1909 году основали режиссеры Николай Евреинов, Федор Комиссаржевский, Александр Мгебров, писатель Алексей Толстой и сам Пронин. Они и приду­мали название кабаре. Когда в конце декабря 1911 года компания искала в Петрограде место, чтобы отметить Новый год, Толстой спросил у Евреинова: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» А тот ему ответил: «Вы нашли название нашей затее, пусть этот подвал называется „Бродячей собакой“».

Стены кафе были расписаны художником С. Судейкиным. Именно он помимо панно рисовал программы вечеров и даже маскарадные костюмы.

Кабаре изначально задумывалось как площадка для собраний представителей искусства: поэтов, писателей, художников, актеров и музыкантов. Над входом в «Подвал» даже висел плакат с надписью «Все между собой считаются знакомы». Сюда приходили, например, футуристы, символисты, акмеисты, «цеховики», «мирискуссники». В «Бродячей собаке» веселились, читали стихи, дискутировали и просто общались: для многих она стала вторым домом.

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний. «Саркастическая музыка Эренберга остро звучала в литературно-артистическом кабаре „Бродячая собака“ и в „Привале комедиантов“».

Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Николай Кульбин, Николай Евреинов, Рюрик Ивнев, Паллада Богданова-Бельская, Дмитрий Тёмкин, Алексей Лозина-Лозинский и другие.

Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…»

Упоминается в многочисленных мемуарах. В частности, поэт-футурист Бенедикт Лившиц, о котором поклонники льстиво говорили, что вокруг него всегда пляшет хоровод из девяти муз, вспоминал о «Бродячей собаке» такими словами:

«Основной предпосылкой „собачьего“ бытия было деление человечества на две неравные категории: на представителей искусства и на „фармацевтов“, под которыми подразумевались все остальные люди, чем бы они ни занимались и к какой бы профессии они ни принадлежали». (Волков С. История культуры Санкт-Петербурга — М.: Эксмо, 2008.)

Однако тон в этом заведении до начала войны с Германией всё же задавали не футуристы, а акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились — только под утро. Спустя два десятка лет Бенедикт Лившиц в своих воспоминаниях оставил нам внешне ироническое, но по сути восхищённое описание этого «интимного парада», на котором поэт превращался в актёра на подмостках, а читатель — в зрителя. Вот всего один отрывок из его текстов, посвящённых этому времени:

"Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство.

В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину».

Кабаре не только развлекало посетителей, но и проводило множество культурных мероприятий, в частности лекции о театральном искусстве (Сергей Ауслендер), "О новом мировоззрении (Николай Кульбин), диспуты на тему эзотерики, магии и религии.

В кабаре сложился свой «собачий уклад», состоявший из множества обычаев. Помимо ударов в турецкий барабан, была, например, «свиная книга» — в нее поначалу записывали приходивших гостей, но позднее она приобрела почти сакральную роль общего альбома. Более того, у «Собаки» существовали собственный герб, гимны на открытие и закрытие встреч, а также ордена и даже специальные знаки отличия.

По выражению Бенедикта Лившица, « …первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев „Бродячей собаки“». Официальной причиной закрытия кафе весной 1915 года была объявлена нелегальная продажа алкоголя. Часто называют причиной закрытия и пацифистские выступления Маяков­ского. Истинные причины, по-видимому, были финансовыми. После этого многие постояльцы переехали в «Привал комедиантов» — еще одну знаковую площадку петербургского Серебряного века.

Во время Великой Отечественной войны в подвале располагалось бомбоубежище.

Традиции

Кафе «Бродячая собака» на историческом месте было вновь открыто в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.

Одноимённые заведения, вдохновленные образом исторической «Бродячей собаки», существуют в других городах России:

  • В 1995 году в Казани при Литературно-мемориальном музее А. М. Горького было открыто литературное кафе «Бродячая собака», где размещается стационарная выставка «Поэты Серебряного века» и проходят различные культурные мероприятия и встречи.
  • С 2006 года в Новосибирске действует кабаре-кафе «Бродячая собака».

Заведения ориентированы на поддержание литературных и артистических традиций оригинальной «Бродячей собаки».

Еще по этой теме:
Токаревский, Вячеслав Константинович
01:00, 16 март
Токаревский, Вячеслав Константинович
Вячеслав Константинович Токаревский (1882 — 1929) — советский военачальник, начальник штаба НРА ДВР. Биография Православный, в военную службу вступил 31 сентября 1900. Образование получил в
Барсов, Николай Матвеевич
15:18, 16 декабрь
Барсов, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Барсов (1859—?) — русский военный деятель, полковник (1916). Герой Первой мировой войны. Биография В 1879 году после окончания Вяземской гимназии вступил в службу. В 1880 году
Иванов, Евгений Платонович
15:05, 12 декабрь
Иванов, Евгений Платонович
Евгений Платонович Иванов (2(14) мая 1884, Нижний Новгород — 6 мая 1967) — русский писатель и драматург, этнограф, фольклорист. Двоюродный племянник Аполлинарии Сусловой, переписка с которой, по
Озаровский, Александр Эрастович
07:54, 05 декабрь
Озаровский, Александр Эрастович
Александр Эрастович Озаровский (14 (26) августа 1861 — 1925, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) — генерал-майор, орденоносец, участник Первой мировой войны, преподаватель Константиновского
1934 год в истории общественного транспорта
14:08, 04 декабрь
1934 год в истории общественного транспорта
В этой статье перечисляются основные события из истории общественного транспорта (прежде всего трамваев, троллейбусов и автобусов) в 1934 году. Информация об истории метрополитенов и железнодорожного
Бирюков, Николай Павлович
08:30, 02 декабрь
Бирюков, Николай Павлович
Николай Павлович Бирюков (1873—1919) — генерал-майор, герой Первой мировой войны. Биография Родился 3 июля 1873 года. Начальное образование получил в Симбирском кадетском корпусе, по окончании
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: