Россиев, Павел Амплиевич
Павел Амплиевич Россиев (22 января 1873, село Покровское, Шлиссельбургский уезд, Петербургская губерния, Российская империя — 12 октября 1920, Черноморский округ РСФСР) — русский писатель, журналист, краевед, общественный деятель, председатель Свято — Николаевского Православного Братства, редактор журнала «Известия Сочинского Свято-Николаевского Братства», один из авторов «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», член Всероссийского поместного собора (1917—1918), инициатор празднования основания Сочи.
Биография
Родился 22 января 1873 года в селе Покровское Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии в семье кронштадтских мещан Амплия Тимофеевича и Марии Никандровны Россиевых. Проживал в городе Орел. С 1883 года обучался в Орловской губернской мужской гимназии, окончил 2 курса юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета.
Начало творческой деятельности
С ранних лет Россиев начал публиковать очерки в газете «Орловский вестник» вот некоторые из них — «Старуха» (1893), «Жестокое слово» (1895), «Белые ночи» (1896). Позже стал корреспондентом «Орловского вестника» в 1896 году в газете вышла серия его репортажей о знаменитой Новгородской XVI Всероссийской выставке — ярмарке.
Путешествия по стране и миру, дальнейшее творчество
Журнал «Природа и люди» (титульная страница) с рассказом П. А. Россиева «Гнездо орлов»С 1892 проживал в Петербурге, в 1897 году — в Орле, посетил Крым, Сибирь, Черногорию, Данию, Фарерские острова, в конце столетия перебрался в Москву. В этот временной промежуток из-под его пера вышли такие работы как: «Силуэты — воспоминание о гимназических годах: мемуарное сочинение» (1899), «Светлое Христово Воскресение: Рассказ из семейной хроники» (1899), «Святитель Алексий» (1901), «Северная Русь: Очерки и картинки» (1903), «Под небом Ялты» (1903), «На севере диком»(1904), «На Дальнем Востоке» (1905), «Гнездо орлов: Путевые впечатления в Черногории» (1905)«Палладий Роговский» (1906),«Императрица Византии Афинаида-Евдокия» Во время Русско — японской войны являлся сотрудником журнала «Летопись войны с Японией». Так же в эти годы Россиев публиковался в периодических изданиях, таких как — «Московские ведомости», «Ежегодник Императорских театров», «Исторический вестник», «Русский архив», «Биржевые ведомости», в журналах «Вестник литературы», «Русская старина», «Природа и люди», «Русский паломник», «Живописная Россия» В ноябре 1907 года Россиев посетил могилу знаменитого Кулибина И. П.
Россиев в Сочи
В 1909 году Россиев переехал в посад Сочи. Проживал в своем доме на Хлудовской стороне. В период с 1909 по 1912 годы Россиевым написана и опубликована серия книг «для простого народа» —
«Сожжённая Москва: Рассказ о людях и делах 1812 год» (1912).
Главы книги — «Сердце России», «Москва обречена», «Французы в Белокаменной», «Москва в огне», «Оскверненные святыни», «Возмездие»,
«Изгнание двадесяти язык» (1912).
Главы книги — «Первая победа», «Наполеон покидает Москву», «Малоярославец и Вязьма», «Бедствия „великой“ армии», «Слава Русскому солдату», «Бегство Наполеона»,
«Русские освобождают Европу» (1912).
Главы книги — «Русские вступают в Западную Европу», «Начало войны 13-го года», «Александр I поднял всю Европу против Наполеона», «Великая лейпцигская битва», «Вечная память героям».
Так же книга —
«Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген» (1912).
О судьбе Священномученика Патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена).
В 1913 году в журнале «Новое слово» публикуется очерк Россиева —
«У Чёрного моря: К истории покорения Кавказа в 1838 году»
Главы очерка — «Путешествие Николая I», «Царские слова», «Кавказский берег Чёрного моря», «Черкесские гнезда», «1838 год», «Форт Александрия — основа Сочи», «Шутка моря», «Житье бытье гарнизонное», «Собаки», «Сцена из Одиссея», "Перед крымской кампанией..
Во время Первой мировой войны в журнале «Исторический вестник» выходит публикация автора —
«Очерки Боснии и Герцеговины:Заметки русского путешественника»
Главы очерка — «Сербы и швабы», «Положение разных народностей в Боснии-Герцеговине», «Мостар — столица геройской Герцеговины», «История православного храма», «Архистратиг Михаил», «В гордую Боснию», «Сказание о Торлаке», «Дольний край», «Боснийское духовенство», «Столица Боснии»…
Староста храма
В 1912 году на Хлудовской стороне Сочи по высочайшему повелению начинает организовываться приход Русской Православной Церкви и строительство Православного храма в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Россиев становится церковным старостой.
Краевед, инициатор празднования юбилея основания Сочи
В конце 1912 года с разрешения городского старосты Россиев ознакомился, проанализировал и систематизировал собранные в городской управе исторические документы. 26 марта 1913 г. П. А. Россиев официально обратился к городскому старосте А. Я. Карташёву с инициативой отметить 75-летие основания Сочи в день закладки форта Александрия. Двадцать третьего апреля 1913 года (6 мая — по новому стилю) в день тезоименитства императрицы Александры Федоровны впервые отпразднован юбилей дня основания Сочи. К дню празднования в городском парке был торжественно открыт и освящён монумент «Якорь и пушка». В тот же день 23 апреля в газете «Сочинский листок» была опубликована статья Россиева следующего содержания:
(…) Работая над составлением истории Сочи, я почтительно прошу просвёщенных местных жителей, а также настоящих и бывших общественных деятелей оказать мне содействие в моей работе, а именно: Я нуждаюсь в материалах (более однако рукописных, чем печатных) о прошлом посада Сочи: из устных воспоминаний, преданий, семейно-архивных сведений и вообще всего, что придает исторической работе сочность, полноту и всесторонность.(…) в портретах (с точными биографическими данными) местных общественных деятелей за все 75-летнее существование Сочи (то есть 1838—1913), как то: городских старост, начальников округа, благотворителей (…) в иллюстрациях и фотографических снимках, отразивших на себе Сочи во всех отношениях (архитектурном, этнографическом, бытовом и т. п.). Словом, все нужно, что касается Сочи, прожившего три четверти века и готовящегося стать губернским городом.(…)
—
Инициатива создания музея
Обращение Сочинского Свято-Николаевского Братства к жителям Сочи Копия из фондов Р. Н.Б.В ноябре 1913 года Россиевым был подготовлен и предоставлен доклад на «Съезд деятелей Черноморского побережья» петербургского «Общества изучения Черноморского побережья Кавказа» о возможности создания в посаде Сочи музея. Этот доклад опубликован в книге «Труды съезда деятелей Черноморского побережья Кавказа» Санкт-Петербург, 1914 год.
(…)Черноморская губерния представляет собою богатейшую сокровищницу, лишь немногим из нас ведомую(…)Создание местного (Черноморско-Кавказского) музея необходимо со многих точек зрения, ибо он есть не только собиратель, но и охранитель и сберегатель исчезающих памятников старины (…)Возникает вопрос: где быть музею? (…)Таким, по нашему мнению, является Сочи(…)А Черноморская губерния стоит музея, который в русском Канне (Сочи) мог бы и развиваться вполне нормально и здорово, с чем, позволю себе надеяться, может быть согласится съезд почтенных деятелей Черноморского побережья, на обсуждение которого и имею честь представить сей доклад.
—
Председатель Свято-Николаевского братства
15 декабря 1913 года при храме Святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне по благословению епископа Сухумского Андрея было организовано Свято-Николаевское братство, в котором П. А. Россиева избрали председателем.
«Воззвание и благословение епископа Сухумского Андрея к созданию братства»:
Православным жителям города Сочи и Сочинского округа. Возлюбленные о Христе Братья и сестры! Сердце моё разрывается на части: хочется быть у вас, среди вашего Христианского братства (…) Христианская ревность о Церкви святой вашего собрата, возлюбленного о Господе раба Божия Павла (я говорю о Павле Амплиевиче Россиеве), заставила меня утвердить устав особого Сочинского Братства во имя святителя Николая. (…) Господь да благословит вас всех, кто восчувствует свою принадлежность ко святому телу Церковному и проникнется радостной любовью к братии своей. Призываю Божие благословение на святые труды ваши и желаю успеха тем более, что Сочинское Братство открывается при совершенно исключительных условиях. Господь да будет нам помощником! Андрей, Епископ Сухумский 1 декабря 1913.
—
Русский провинциальный некрополь
В 1914 году П.А. Россиевым совместно с Б.Л.Модзалевским и В.И. Саитовым Его Императорскому Высочеству Николаю Михайловичу был собран и предоставлен материал для последующего издания книги «Русский провинциальный некрополь»
Празднование юбилея окончания Кавказской войны
21 мая 1914 г. по приказу начальника Сочинского гарнизона капитана Туманского был отмечен праздник 50-летнего юбилея окончания покорения Кавказа В казармах 9-й роты 203-го пехотного Сухумского полка была отслужена панихида по погибшим во время войны русским солдатам. С речью о минувших сражениях перед нижними чинами и офицерами выступил П. А. Россиев. Громогласно прозвучало величание государю императору Николаю Александровичу и исполнен Государственный гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!»
Во время первой мировой войны
«Тепло из Сочи» — Список жертвователей для войнов Кавказской армии. Копия из фондов Р. Н.Б.В декабре 1914 года Свято-Николаевским братством во главе с Россиевым был произведен сбор денежных средств и теплых вещей с последующей передачей их в виде Рождественского подарка одному из стрелковых полков действующей Кавказской армии на передовые позиции. В июне 1915 года было выделено денежное пособие раненым солдатам для лечения мацестинскими серными ваннами. В январе 1916 года был передан в ведение военного ведомства имевшийся в братском распоряжении медицинский лазарет, ведомством, в свою очередь, была создана особая палата имени Свято-Николаевского братства.
Редактор журнала Известия Свято-Николаевского братства
Журнал Известия Сочинского Свято-Николаевского Братства. Копия из фондов Р. Н.Б.С 1 декабря 1914 года у Свято-Николаевского братства появилось своё периодическое издание «Известия Сочинского Свято-Николаевского Братства», в котором Россиев стал редактором.
Директор тюремного комитета
В феврале 1915 года на должность директора Сочинского тюремного комитета, занимавшегося попечительским надзором об освобожденных из тюрем узников, последующим их трудоустройством и облегчением участи семей заключенных, назначили основателя Сочинского Свято-Николаевского братства Павла Россиева. Усилиями Сочинского Свято-Николаевского Братства в арестном доме посада Сочи впервые была основана тюремная библиотека религиозно-нравственного содержания. В библиотеке имелись книги Нового завета и Псалтырь на шестнадцати языках и наречиях.
Закладка и освящение книжницы-часовни
Проект книжницы-часовни Свято-Николаевского братства.Копия из М.К.У. «Архив города Сочи»В феврале 1916 года трудами Свято-Николаевского братства под председательством П. А. Россиева заложена (впоследствии построена) и освящена книжница-часовня. Об этом событии вышла статья в газете «Сочинский листок».
(…)Свято-Николаевское братство на базарной площади осуществило закладку книжницы-часовни. Торжество собрало многочисленную публику. Присутствовал почетный член братства начальник Сочинского округа Ф. И. Яников. Торжественный молебен и закладка здания, которое явилось первым в этом роде, на территории всей Черноморской губернии, совершил(…) священник отец Евгений Ивановский. На молебне пел хор Собора Михаила Архангела (…) Председатель совета П. А. Россиев в своей речи выразил значение этого торжества (…) «Велика бывает польза от учения книжного, и велика бывает польза от народного самосознания». (…) этот праздник есть праздник не только братства, маленькой, скромной пчелы, несущей свой мед в соты общественного сознания и филантропии, но это праздник всех слоев местного общества. (…) городское управление, представляя небольшую площадь (…) земли под братское сооружение, мудро учло моральную ценность дела, которая всегда выше коммерческих соображений.
—
15 октября 1916 г. было проведено торжественное освящение книжницы-часовни на базарной площади, построенной благодаря усилиям Свято-Николаевского братства.
(…)Чин освящения совершал отец Евгений Ивановский при сослужении священника отца Александра Ильинского и отца Петра Славина, а также при участии отца диакона Н. Ф. Остроумова. После освящения выступил председатель братства П. А. Россиев, который охарактеризовал цели и значение книжницы и историю её возникновения, «речь произвела сильное впечатление на слушателей…». На освящении присутствовали статс-секретарь А. С. Ермолов начальник Сочинского округа Ф. И. Яников и масса молящихся(…)
—
Открытие Грузинской библиотеки-читальни
15 марта 1916 года при участии Свято-Николаевского братства в Сочи торжественно открылась библиотека-читальня для грузин.
После молебна отец Евгений Ивановский произнёс речь и преподнёс два Евангелия на грузинском языке. За ним Павел Амплиевич Россиев произнёс длинную речь, обозначив значение библиотеки как просветительского учреждения. В его выступлении было много воспоминаний из истории Грузии. После него выступил с речью городской староста Д. И. Коченовский. В ответной речи председатель общества Н. К. Лордкипанидзе поблагодарил всех собравшихся, заявив, что хотя библиотека и носит название грузинской, но она имеет задачу служить просветительным целям всех верных сынов России. Начальник Сочинского округа Ф. И. Яников пожелал развития и процветания библиотеке.
Поместный Собор Православной Российской Церкви
Член Поместного собора Православной Российской Церкви как мирянин от Сухумской епархии, участвовал в 1-й сессии, член XVIII отдела.
(…)Член Собора П. А. Россиев предлагал уточнить формулировку, введя определение «православные по рождению». Но мнение это, вполне понятное по обстоятельствам предреволюционной поры, когда православие принималось порой не в результате религиозного обращения, все-таки не вошло в положение по догматическим соображениям(…)
—
Так же был секретарем отдела церковной дисциплины, который возглавлял архиепископ Сухумский Сергий и членом приходского отдела Юго-восточного русского церковного Собора проходившего с 19 по 24 мая 1919 года в Ставрополе Кавказском, на котором было принято решение о выделении Кубанского викариатства из состава Ставропольской епархии и образования самостоятельной Екатеринодарской и Кубанской епархии
(…) О решениях отдела о церковной дисциплине доложил Собору П. А. Россиев (…) выразил мнение, что Собор должен составить воззвание к православным людям с определением социализма как материалистического и антихристианского учения(…)
—
.
Арест и смерть
В 1920 году после ухода Добровольческой армии с Черноморского побережья Кавказа и прихода к власти в Сочи большевиков 19 сентября 1920 года арестован по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера ». Коллегией Черноморской чрезвычайной комиссии 12.10.1920 г. назначена высшая мера наказания — расстрел. Реабилитирован заключением прокуратуры Краснодарского края от 19 марта 1993 года на основании ст. 3 - ст. 5 Закона РФ от 18.10.1991 года « О реабилитации жертв политических репрессий » По материалам архивно - следственного дела место приведения приговора в исполнение и место захоронения неизвестны. .
Память
В 2010 году в центре Сочи рядом со знаковым местом Ривьерский мост жителями города был установлен «Памятник жертвам политических репрессий 1920—1950 г.г.». в его мартирологе из более ста пятидесяти фамилий увековечено имя П. А. Россиева.
25 декабря 2013 года в Орловской областной научно-универсальной публичной библиотеке имени И. А. Бунина была проведена межрегиональная (с международным участием) научно-практическая конференция по проблемам истории, теории и практики библиотечного дела библиографии и книговедения «Десятые Денисьевские чтения» имени В. Н. Денисьева. На этой конференции директором Орловского дома литераторов Кондратенко А. И. подготовлен и зачитан доклад о П. А. Россиеве «Очарованный странник»
11 ноября 2018 года Сочинскими городскими организациями Русское Географическое Обществао и Российское общество историков-архивистов на базе Центральной библиотеки города Сочи проведены «Первые Щербаковские чтения», посвященные памяти известного сочинского краеведа С. Н. Щербакова. На этих чтениях был представлен доклад «Павел Амплиевич Россиев в судьбах Сочи начала 20 века». Так же в этом мероприятии приняли участие представители духовенства Русской Православной Церкви.
В декабре 2018 года православными жителями города Сочи совместно с православным радио «Благовещение» по тексту книги Павла Амплиевича Россиева «Великий печальник за родину Патриарх Гермоген » была создана аудиокнига.
В январе 2019 года на российском литературном портале «Проза. ру» исследователем биографии П.А. Россиева — Сергеем Десимоном опубликована серия статей о писателе.
17 мая 2019 года в сочинской городской библиотеке имени А.С. Пушкина был проведен круглый стол под названием "Культурно - историческое наследие Сочи" посвященный памяти П.А. Россиева в этом мероприятии приняли участие : музей истории города Сочи, сочинское отделение Российского общества историков - архивистов, сочинское отделение Российского военно - исторического общества, краеведческий портал "Сочивед", Сочинская и Туапсинская епархия Русской Православной Церкви. Так же были зачитаны обращения к круглому столу из г. Санкт — Петербург (Пушкинский дом), г. Орел (Орловский дом литераторов), г. Ростов — на — Дону (ДГТУ) и г. Краснодар.
-
Памятник жертвам политических репрессий в Сочи, вид-1
-
Памятник жертвам политических репрессий в Сочи, вид-2
-
Памятник жертвам политических репрессий в Сочи — мартиролог
-
Участники "Сочинских Щербаковских чтений" с книгами Павла Россиева.
-
Участники круглого стола "Культурно - историческое наследие Сочи"
Репринтные издания автора
В 1996 году в составе сборника к 850-летию города Москва «Святые покровители града Москвы» была переиздана повесть «Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген», в Санкт-Петербурге в 1999 году повесть для юношества «Святитель Алексий», в 2000 году издательством московского подворья «Свято - Троицкой Сергиевой Лавры» - церковно историческая повесть «На севере диком». 23 сентября 2011 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся Крестный ход «Великий печальник за Родину», посвящённый 400-летию воззваний народу священномученика Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Во время этого крестного хода более трех тысяч репринтных экземпляров книги Павла Россиева «Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген» были переданы людям.
Список основных работ
- Карась: Сцены дачной жизни (1895),
- Цари биржи: Каиново племя (1899),
- Светлое Христово Воскресение: Рассказ из семейной хроники (1899)
- Общие знакомые: Очерки и рассказы (1901),
- Святитель Алексий: Историческая повесть (1901),
- Северная Русь: Очерки и картинки (1903),
- Под небом Ялты: Повесть (1903),
- Без героев: Рассказы (1903),
- На севере диком: Церковно историческая повесть (1904),
- Саранча: Жанр в одном действии (1904),
- Суета сует: Рассказы и стихотворения из жизни маленьких людей (1904),
- На Дальнем Востоке: Очерки (1905),
- Стрела друга: Сказка (1905),
- Гнездо орлов: Путевые впечатления о Черногории (1905),
- Слава Севастополя: Сборник к пятидесятилетию Севастопольской войны (1906),
- Палладий Роговский: Церковно-исторические хроники (1906),
- Ферерские острова (1907),
- Мое первое путешествие: Из воспоминаний о золотой поре (1908),
- Русские освобождают Европу: Рассказы о войне с Наполеоном (1912),
- Изгнание двадесяти язык: Рассказ о войне (1912),
- Сожженная Москва: Рассказ о людях и делах 1812 год (1912),
- Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген: Церковно-исторический очерк (1912).



















