Показать меню

Упеккха

Упеккха (санскр. upekṣā, пали upekkhā) — буддийская концепция невозмутимости. Одно из четырёх совершенных состояний, брахма-вихар, благотворное состояние ума, культивируемое в буддизме на пути к ниббане через практику дхьян.

При медитации на эти четыре состояния Упекха достигается последней в четвёртой дхьяне, поскольку беспристрастие необходимо взращивать по отношению к врагам, близким людям и к самому себе. Невозмутимость нужна чтобы в жизни стойко переносить невзгоды. Иногда в переводах и научных текстах Упекшу ошибочно смешивают с безразличием, которое не имеет отношения к будийской духовной практике. Упекша — это состояние совершенного умственного равновесия и гармонии, которое ведёт к высочайшим духовным состояниям сознания. Лама Анагарика Говинда писал: «Только человек, осво­бодившийся от власти вещей, ставший безразличным к собственным радостям и горестям, способен принять равное участие в жизни всех существ, не размышляя о том, ответят ли ему другие взаимностью или враждой».

Согласно учению о 37 навыках, способствующих достижению просветления, упеккха является одним из семи звеньев (анга) на этом пути.

В палийской литературе

В Палийском каноне и постканонических комментариях упеккха отмечена как важный аспект духовного развития. Это одно из четырёх возвышенных состояний (брахма-вихар), очищающих ум и способных противодействовать загрязнениям жажды, отвращения и невежества. Как брахма-вихара, упеккха также является одним из сорока традиционых субъектов буддийской медитации (камматтхана). В тхеравадинском списке десяти парамит (совершенств), упеккха является последней из практик бодхисаттвы и конечной характеристикой среди Семи факторов Просветления (бодхьянга, пали bojjhanga), которую следует развивать.

Практиковать упеккху — значит быть непоколебимым или оставаться нейтральным перед лицом восьми превратностей жизни, иначе известных как восемь мирских ветров или восемь мирских состояний (пали aṭṭha-loka-dhamma): потеря и приобретение, хорошая и дурная репутация, похвала и осуждение, а также печаль и счастье.

«Дальний враг» упекхи — это жадность и негодование, явно противоположные состояния ума. «Ближний враг» (качество, которое внешне напоминает упекху, но тонко ему противостоит) — это безразличие или апатия.

В развитии медитативного сосредоточения упеккха возникает как квинтэссенция материального поглощения, присутствующая в третьей и четвертой дхьянах:

Это ум, который пребывает в состоянии отсутствия ненависти и неомрачённости вкупе с прилежанием (вирья)... Это состояние, в котором ум остаётся тем, что он есть, — состояние покоя и спонтанного присутствия ума. Его роль — не создавать условий для эмоциональной неустойчивости«Абхидхармасамуччая»

Современное изложение

Американский буддийский монах Бхиккху Бодхи писал:

«Настоящее значение упеккхи — невозмутимость, а не индифферентность в смысле безразличия к другим. Как духовная добродетель, упеккха означает устойчивость перед колебаниями мирской удачи. Это уравновешенность ума, его непоколебимая свобода, состояние внутреннего равновесия, которое не может быть нарушено приобретением и утратой, честью и бесчестием, похвалой и порицанием, удовольствием и болью. Упекха — это свобода от всех точек самоотнесения; это безразличие только к требованиям эго-Я с его стремлением к удовольствиям и обретению статуса, а не к благополучию других людей. Истинная невозмутимость — это вершина четырёх социальных установок, которые буддийские тексты называют „божественными обителями“: безграничная любящая доброта, сострадание, альтруистическая радость и невозмутимость. Последнее не отменяет и не отрицает предыдущие три, но развивает и доводит их до совершенства».

Первый уровень — гедонистическое безразличие в отношении ощущений, приходящим через чувства. Не является положительным качеством ума. Второй уровень — фактор четвёртой дхьяны. Блаженство преобразуется в упеккху, а однонаправленность становится непоколебимой. Таким образом, упеккха берёт начало в эмоциональной интеграции и стабильности. Третий уровень — синонимичен нирване, проявляется в седьмой бодхьянге (фактор Просветления). Равновесие в отношении всего мирского. С позиции махаяны это состояние равновесия между сансарой и нирваной.

Еще по этой теме:
Трика
12:00, 29 март
Трика
Трика (санскр. त्रिक, IAST: trika — «троица») — понятие кашмирского шиваизма, тройственное проявление Божественного — Шива, Шакти и Ану; с другой стороны, кашмирский шиваизм носит такое название,
Вдохновение
05:40, 17 декабрь
Вдохновение
Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт это состояние является типичной
Акедия
22:05, 13 декабрь
Акедия
Акедия (др.-греч. ἀκηδία — небрежность, беззаботность, лат. acedia — уныние) — богословский термин, а также меланхолическое состояние, в котором человек не видит смысла в собственных занятиях. Акедию
Сфера Блоха
05:08, 13 декабрь
Сфера Блоха
Сфера Блоха — способ представления чистых состояний кубита в виде точек на сфере. Названа в честь Феликса Блоха. Описание Волновая функция |
Турья (философия)
05:13, 08 декабрь
Турья (философия)
Турья — в индийской философии особое состояние сознания, в котором отсутствует субъектно-объектное разделение, область чистого сознания, лежащая в основе трёх остальных (джаграта, свапна, сушупти),
Оценка состояния карбонатного равновесия (часть 1)
17:17, 23 октябрь
Оценка состояния карбонатного равновесия (часть 1)
Чтобы выяснить реальное состояние карбонатного равновесия в почвах, мы попытались разработать метод оценки его состояния на основе измерения состава жидкой фазы почвы in situ. Анализ процессов,
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: