Показать меню

Запорожская детская железная дорога

Запорожская детская железная дорога (укр. Запорізька дитяча залізниця) — учреждение внешкольного образования детей в городе Запорожье, знакомящее их с железнодорожными специальностями. Одна из самых молодых и самая протяжённая детская железная дорога Украины, третья по длине на территории бывшего СССР (после Свободненской и Малой Царскосельской). При ДЖД есть учебно-лабораторный комплекс, зооуголок. Подвижным составом ДЖД являются тепловозы ТУ2-136, ТУ2-144 и шесть пассажирских вагонов ПВ40.

История

Среди инициаторов создания ДЖД называются начальник Приднепровской железной дороги Ломоносов (который был выпускником ростовской ДЖД), комсомольцы электровозоремонтного завода и автозавода «Коммунар». Они же выбрали место строительства железной дороги — приднепровские плавни возле станции «Запорожье-1» и корпусов автозавода. Многие комсомольские организации города участвовали в строительстве. Среди них были молодые рабочие электровозоремонтного завода, Запорожского отделения Приднепровской железной дороги, заводов «Коммунар», имени Войкова, «Запорожсталь», моторостроительного и швейного объединений, студенты машиностроительного института. Комсомольцы объявили месячник сбора металлолома на будущие железнодорожные рельсы, и запорожские школьники собрали более полутора тысяч тонн металла, который пошёл на «пионерскую плавку».

Вырученные средства направили на продолжение строительства ДЖД. К середине мая 1972 года все строительные работы закончили, уложили 3,46 км путей на песчаном балласте, оборудовав таким образом три станции: Жовтневую (Октябрьскую), Спортивную и Юных чапаевцев с промежуточной платформой Пионерской. На железную дорогу доставили тепловоз «ТУ2-077», паровоз «Кп4-456» и пять вагонов.

Торжественное открытие ДЖД состоялось 19 мая 1972 года в день 50-летия пионерской организации. На митинге присутствовали руководители местной власти и Приднепровской железной дороги. В 14:00 со станции Октябрьской отправился первый поезд, которым управлял молодой машинист Геннадий Стасенко, ставший впоследствии начальником локомотивного депо «Запорожье-2». Организация движения поездов осуществлялась телефонной связью, а в дальнейшем и электрожезловой системой.

На главной станции — Жовтневой — был сооружён вокзал и двустойловое локомотивное депо. Из подвижного состава на дороге был тепловоз ТУ2-077, паровоз П24 и 5 вагонов Pafawag.

Раиса Козак, которая стала начальником ДЖД с момента её формирования как самостоятельного подразделения Приднепровской железной дороги, в апреле 1973 года создала детский духовой оркестр. Впоследствии на ДЖД появились также вокально-инструментальный ансамбль, кино-, фото-, кружок железнодорожного моделирования, спортсекции. Раиса Козак была начальником ДЖД до сентября 2012 года.

С ноября 1973 года начали готовить проект строительства второй очереди детской железной дороги, и в мае 1974 года начали её укладывать. Дополнительно построили остановки Обелиск Славы, Комсомольскую, Гребной канал. Были получены тепловоз, пять вагонов и две грузовые платформы. Торжественное открытие второй очереди ДЖД состоялось 17 мая 1975 года.

В 1973 году была построена вторая очередь дороги — дорога замкнулась в петлю вокруг гребного канала, при этом её длина увеличилась до 9,4 км (в том числе длина главного пути — 8,6 км), при этом станция Октябрьская осталась тупиковой. В 1975 году на дорогу прибыло пополнение — ещё один тепловоз ТУ2, 5 вагонов Pafawag и 2 грузовые платформы. Также на дороге были открыты кружки железнодорожного моделизма, музыкальная студия, спортивные секции.

В сентябре 1976 года на станции Октябрьской открыли зооуголок, первым его обитателем стал медвежонок Кузя из Новокузнецка — города-побратима Запорожья. Из заповедника «Аскания-Нова» привезли 18 видов редких птиц. Сейчас зооуголок превратился в настоящий зоопарк, где за животными ухаживают дети. Впоследствии переименовали большинство остановок. В частности, станциям Пионерская и Комсомольская дали имена юных героев Великой Отечественной войны, действовавших на территории области.

28 декабря 1977 года Запорожской ДЖД было присвоено имя космонавта Павла Поповича.

В 1980 году на дорогу прибыл ещё один тепловоз ТУ2, а большинство остановочных пунктов были переименованы.

29 октября 1982 в День комсомола Запорожской детской железной дороге вручают премию Ленинского комсомола.

В 1983-84 годах произошло значительное переоснащение ДЖД. Были выведены из эксплуатации все вагоны Pafawag, а вместо них дорога получила 6 вагонов ПВ51, которые используются до настоящего времени. Был построен четырёхэтажный учебно-лабораторный комплекс (сдан в 1985 г.), где разместили все бывшие кружки и открыли новые: танцевальный, хоровой.

В 1990 году над линией детской железной дороги в направлении близлежащего жилмассива был отсыпан холм, в котором был проложен тоннель. На порталах тоннеля были устроены ворота, и теперь тоннель используется для отстоя вагонов.

В середине 1990-х годов ДЖД получила тепловоз ТУ7-3108, который с тех пор стал основным.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов в кружках, действующих на детской железной дороге, ежегодно занималось до тысячи юных железнодорожников. Обучение велось железнодорожным профессиям — начиная от проводника и машиниста до начальника станции. Летом проходила практика, при которой всю работу, выполняли сами учащиеся. Юные железнодорожники работали в локомотивном депо, обслуживали пассажирский вокзал, стрелочный хозяйство и прочее. Такая практика приводила к тому, что около 30-45 % учеников выбирали профессию, связанную с железной дорогой.

Весной 2002 года была проведена реконструкция дороги: капитально отремонтирована станция Жовтневая, отремонтированы платформы, переложены пути. Тогда же был списан и первый тепловоз ТУ2-077.

В 2006 году юные железнодорожники ездили для обмена опытом на железную дорогу в Берлине.

На станции Жовтневая в 1970-х на постаменте был установлен паровоз Кп4-456. В апреле-мае 2012 года при очередной покраске вместо пятиконечной звезды на паровозе нарисовали украинский трезубец, но впоследствии трезубец убрали.

В 2012 году, в преддверии 9 мая на остановке «30 лет Победы» открыли мемориальный комплекс с вечным огнём.

В связи с декоммунизацией, станция Октябрьская (Жовтневая) в 2016 году была переименована в станцию Южная (укр. Південна).

Современность

На сегодняшний день Запорожская детская железная дорога — одна из лучших дорог Украины. Она работает круглый год, а в дни каникул — каждый день, кроме понедельника и вторника. С 2012 года начальником ЗДЖД является М. Чёрненький.

Планировалось, что в 2013 году на развитие и содержание ДЖД будет направлено более 700 тыс. грн.

Выпускники

Выпускниками ДЖД комплектовались коллективы запорожского, мелитопольского, симферопольского железнодорожных узлов. В интервью 2012 года Раиса Козак отмечала, что почти треть коллектива запорожского железнодорожного узла являются выпускниками ДЖД, которые работают в дирекции Приднепровской железной дороги, начальниками станций, дежурными по станциям, диспетчерами.

Адрес

  • 69118, Украина, Запорожье, улица Привокзальная (ранее Луначарского), 1
  • Тел. для справок: +38 (061) 764-41-44
Еще по этой теме:
Железнодорожный транспорт в Мурманской области
Железнодорожный транспорт в Мурманской области
Железнодорожный транспорт в Мурманской области развивается с 1916 года когда была построена Мурманская железная дорога (Петрозаводск — Романов-на-Мурмане). Железнодорожная сеть региона представлена
Малая Юго-Восточная железная дорога
Малая Юго-Восточная железная дорога
Малая Лискинская детская железная дорога (МЛДЖД, ЛДЖД, ЮВДЖД) — детская железная дорога в городе Лиски. Является учебным предприятием, предназначенным для погружения школьников в железнодорожное
1872 год в истории железнодорожного транспорта
1872 год в истории железнодорожного транспорта
1872 год в истории железнодорожного транспорта События 5 марта — Джордж Вестингауз запантентовал воздушный тормоз. Построена узкоколейная линия Ярославль — Вологда Московско-Ярославской железной
Узкоколейная железная дорога Мещерского торфопредприятия
Узкоколейная железная дорога Мещерского торфопредприятия
Узкоколейная железная дорога Мещёрского торфодобывающего предприятия — промышленная узкоколейная железная дорога, проходящая по территории Мещёрского торфпредприятия в Клепиковском районе, Рязанской
Кимзебан
Кимзебан
Кимзебан (Chiemsee-Bahn, железная дорога озера Кимзе) — лёгкая узкоколейная железная дорога в Баварии (Германия). Функционирует в режиме исторической железной дороги (с историческим подвижным
Узкоколейная железная дорога Издешковского известкового завода
Узкоколейная железная дорога Издешковского известкового завода
УЖД Издешковского известкового завода — разобранная узкоколейная железная дорога в Издешковском районе Западной области РСФСР, с 1937 года в составе Смоленской области, с 1961 г. — в Сафоновском
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: