Показать меню

Детский билингвизм

11.11.2022
0

Детский билингвизм (детское двуязычие) — явление, при котором ребёнок владеет двумя языками, причём использование языков не мешает друг другу.

Ситуации развития детей-билингв

Двуязычными чаще всего становятся дети из семей мигрантов или дети из смешанных, биэтнических семей. В первом случае язык, используемый родителями ребёнка, отличается от языка внешнего социума, а во втором — два языка присутствуют в самой семье.

Коммуникативные стратегии

Для того, чтобы развитие ребёнка-билингва было наиболее успешным, родители обычно обдумывают способы, которыми будут поддерживать владение обоими языками. Эти способы называются коммуникативными стратегиями.

  • Принцип «один человек/родитель — один язык» является самым испытанным и эффективным: он применяется уже почти 100 лет в разных странах. Многие родители, стремясь больше внимания обращать на речевое развитие своих детей, на возможность активизировать их способности, обращаются к этому принципу. Популярность принципа «один родитель — один язык» не уменьшается, его применением охватывается все больше стран, в том числе и Россия. Этот принцип может реализоваться не только родителями, но и друзьями, родственниками, нянями, гувернантками.
  • Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения. Родителями делается выбор, в какой ситуации на каком языке будет идти общение.
  • Принцип «одно место — один язык» позволяет разделить два языка по местам их применения. Чаще всего, выбирается «домашний» язык и язык, на котором с ребёнком говорят за пределами дома. Причём, в семьях, придерживающихся этого принципа, один и тот же родитель говорит с ребёнком дома на одном языке, а вне дома — на другом.
  • Принцип «одно время — один язык» используется реже. Такой принцип подходит для поддержания уровня владения языком у ребёнка постарше, при условии, что вся семья владеет этим языком. Смысл такого принципа в том, что в определённое время суток либо в определённый день семья по договорённости заранее полностью переходит на общение на втором языке. Такой принцип часто используют родители, обучающие ребёнка с детства иностранному языку, вводя традицию, например, «английских суббот».

Возможные варианты трансформации билингвизма

Владение языками двуязычного ребёнка не остаётся статичным — уровень владения тем или иным языком может меняться вплоть до полного забывания одного из языков. Возможные варианты изменения уровня владения языком:

  • Языковая аттриция — деградация одного языка
  • Фоссилизация — остановка развития одного языка
  • Смена языка — выход языка из сферы употребления билингвом
  • Языковая смерть — полное забывание индивидом языка
  • Ревитализация — возрождение употребления языка
  • Модернизация — выход языка на новый уровень, чаще всего, таковым считается его признание на официальном уровне.
  • Влияние билингвизма на развитие ребёнка

    Мнения специалистов о пользе и вреде билингвизма для развития ребёнка расходятся. Сторонники билингвизма указывают на то, что при благополучном развитии дети-билингвы после некоторого отставания от сверстников в раннем возрасте начинают их опережать по многим показателям в школьном возрасте и старше. К числу интересных моментов развития билингвов относится то, что старшие дошкольники и школьники-билингвы в большей степени интересуется лингвистическими явлениями, чем монолингв, поскольку его языковой опыт значительно шире.

    Противники же билингвизма указывают на то, что речевое развитие ребёнка-билингва на ранних этапах идёт значительно медленнее, чем у сверстников-монолингв, а такая задержка речевого развития может повлечь за собой задержки в интеллектуальной сфере и в развитии мышления, так как развитие ребёнка раннего возраста напрямую связано с общением его со взрослыми.

    Еще по этой теме:
    Для чего нужно программирование детям
    10:58, 05 май
    Для чего нужно программирование детям
    Современный ассортимент обучающих программ для детей включает в себя множество разновидностей самых разных направлений. До недавнего времени стандартными считались всевозможные спортивные,
    Текноним
    08:00, 23 июнь
    Текноним
    Текноним (др.-греч. τέκνον «ребёнок» + ὄνομα «имя») — разновидность личного имени, которая присваивается родителю по имени ребёнка. По принципу наименования текноним тем самым противоположен
    Международный язык
    08:50, 13 декабрь
    Международный язык
    Международный язык — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном
    Маха (язык)
    12:25, 11 декабрь
    Маха (язык)
    Маха (также маака, мага, магха, мака; англ. maaka, maga, magha, maha, maka; самоназвание: maha, màakà) — один из языков западночадской ветви чадской семьи. Распространён в северо-восточных районах
    Как выбрать автокресло для ребенка правильно
    18:24, 01 март
    Как выбрать автокресло для ребенка правильно
    Сегодня стало весьма актуальным перевозить ребенка в авто в кресле. Как сделать покупку автокресла правильно и на что обратить внимание? 
    Зачем детям детский сад?
    12:55, 15 май
    Зачем детям детский сад?
    Один из самых острых вопросов, возникающих в каждой семье после появления ребенка, – это посещение детского сада. Обычно родители пользуются собственным опытом, однако мнение близких людей тоже
    Комментарии:
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail: