Буртунай
Буртунай — село в Казбековском районе Дагестана.
Образует муниципальное образование село Буртунай со статусом сельского поселения как единственный населённый пункт в его составе.
География
Расположено на автомобильной дороге республиканского значения Хасавюрт—Ботлих на юге от села Дылым у подножья Кавказского хребта. На западе граничит с селением Алмак, к северу находится покинутый аул Чабчакхе. Расположено между верховьями рек Алмактар и Жарлинкортар.
История
Согласно сложившейся при дворе аварских нуцалов традиции (балъ), в Хунзахе не разрешалось концентрировать излишнее количество родственников правителей, чтобы избежать внутри-аристократических склок и, как следствие, — дестабилизации ситуации в столице государства. Этих аристократов — братьев и племянников правящего нуцала — выводили в периферийные крепости и селения в качестве наследственных комендантов таких укрепленных пунктов. Они являлись там одновременно и потомственными сельскими старшинами (авар. чӏухӏби).
В документе конца XVII века — в письме «амира» Эндирея Айдемира, адресованном Мухаммад-нуцалу, «малику Авара», содержится призыв помочь эндиреевцам в борьбе с калмыкскими походами. Эндиреевцы, по всей видимости, уже не могли своими силами противостоять разорительным набегам калмыкского хана Аюки и в связи с этим обращались за помощью к аварскому нуцалу. Насколько мы можем судить по дальнейшим событиям, эта помощь из Хунзаха заключалась в военном отряде под предводительством представителя нуцальской фамилии, который осел в Буртунае, как более укрепленном населенном пункте, нежели Эндирей. В последнем, к тому же, имелись свои правители, а Буртунай стал, таким образом, северным форпостом нуцалов — союзников «амиров» Эндирея. Напомним, что в Буртунае имеется две фамилии, которые возводят свое происхождение к сословию чанка (потомки брака хана или бека с представительницей узденского сословия). Первая из них, «Чанки», (авар. Чӏункӏби), по данным, представлена нуцалчи, жившими здесь ещё в XV—XVI веках. Упоминание об их представителе имеется, на наш взгляд, в русском архивном источнике конца XVI века. По этим данным, в 1598 году, в Дагестане имелся населённый пункт «Бортю, а в нём Кайтмаз, у него 30 человек конных», что следует понимать как наличие у этого Кайтмаза постоянной дружины, что возможно лишь при соответствующем социальном статусе и материальных возможностях. К.Алиев считает возможным отождествить «кабак Бортю» с Буртунаем, что является оправданным.
Вторая же фамилия, «Шамхановы», (авар. Шамханилал), имея родство на Хунзахском плато, появилась в Буртунае позднее — в XVII веке. По преданиям, записанным местным краеведом С.Сабиевым, представители этой фамилии доподлинно знают имена своих предков лишь до неких Дадабега и Мухаммадхана, живших в XVIII веке, а Шамхана знают лишь как отдаленного предка. Генеалогические предания как исторический источник, который сильно зависит от человеческой памяти, остро нуждаются в объективном подтверждении. По этой причине мы провели значительные разыскания как в текстах хроник, так и среди письменных арабоязычных документов XV—XVII веков. В итоге нам удалось обнаружить в них только одно упоминание имени собственного «Шамхан». Точнее, мы видим его в тексте старинной записи Батира, сына Шамхана, сына Мухаммадхана. Упомянут этот Батир в официальном документе сразу после правителя Авара — Мухаммаднуцала. Это обстоятельство говорит, в свою очередь, о высоком статусе указанного лица, являвшегося сыном Шамхана. По нашему представлению, этот Батир был майиндуром, то есть — военачальником войск Аварского нуцальства. Дед вышеуказанного Батира по имени Мухаммадхан фигурирует в ещё одном документе — завещании богатого человека, составленном по палеографическим данным в пределах XVII века. В результате анализа опубликованных ранее арабоязычных документов XVII века, а также русских архивных данных того же времени удалось уточнить генеалогию вышеуказанного Батира, в котором видим предка вышеуказанных Шамханилал из Буртуная.
Тухумы
Буртунайские тухумы:
- авар. Ахъаилал,
- авар. Чанхъал,
- авар. Чубалал,
- авар. ЧӀилтӀал,
- авар. Жударисел,
- авар. Ансал,
- авар. Карчал,
- авар. Хьиддал,
- авар. Хонхал,
- авар. БагӀарилал,
- авар. Лъагьзадерилал.
Население
1000 2000 3000 4000 5000 1939 2010 2016 2021 Национальный составПо данным Всесоюзной переписи населения 1926 года:
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:
До депортации в селении проживало значительное число чеченцев.
Инфраструктура
- Муниципальная средняя общеобразовательная школа
- Муниципальная начальная школа
- Дом культуры
- Библиотека
- Ясли-сад
- Амбулатория
- СПК им. Хасаева и Касумова
- ЖКХ.
-
Въезд в село
-
Мечеть