Показать меню

Обозначение тягового подвижного состава

16.01.2023
0

Обозначение тягового подвижного состава (также серия, литера, на метрополитене — тип) — принято для однотипных по конструкции локомотивов и моторных вагонов. В различных странах применяют системы обозначений с помощью букв, цифр и смешанные.

Общемировой системы обозначения тягового ПС не существует, поэтому в разных странах одинаковые по конструкции локомотивы могут иметь разное обозначение. Например, строившиеся в США во Вторую мировую войну военные паровозы типа 1-4-0 модели S160 получили на железных дорогах Австрии обозначение 956, Венгрии — 411, Италии — 736, Польши — Tr201, СССР — ША, Турции — 45, Франции — Θγ, Чехословакии — 456.1, Югославии — 37.

Историческая справка

Первые паровозы, ввиду своей малочисленности, по аналогии с пароходами получали только имена собственные и оригинальные — «Пыхтящий Билли», «Ракета», «Проворный» и так далее. Однако достаточно скоро дороги столкнулись с тем, что паровозы даже с одинаковыми параметрами могли иметь разную конструкцию, что затрудняло организацию ремонта. Это привело к необходимости перейти на серийное производство локомотивов. При этом на каждой дороге была установлена своя система обозначений, что при их национализации приводило к проблемам с учётом локомотивного парка, поэтому в ряде стран была внедрена государственная система обозначений тягового подвижного состава.

По странам

Германия

Когда 1 апреля 1920 года был образован Deutsche Reichsbahn (Рейхсбан), он объединил в себе множество существовавших в стране железных дорог, в том числе Баварии, Бадена, Саксонии. И каждая из дорог заказывала локомотивы отдельно от других, из-за чего объединённый локомотивный парк в итоге представлял собой сборную солянку, состоящую из 270 разновидностей паровозов. Причём паровозы одинаковой конструкции имели на разных дорогах разное обозначение, что только усиливало путаницу. Фактически, железные дороги Германии столкнулись с той же ситуацией, что и железные дороги Российской империи десятилетием ранее.

Тогда Рейхсбан провёл работы по типизации и стандартизации локомотивного хозяйства, для чего в 1925 году ввёл единое для своих железных дорог обозначение серий паровозов, состоящее из двух цифр и общую нумерацию для каждой серии.

  • 01—19 — курьерские паровозы
  • 20—39 — пассажирские паровозы
  • 40—59 — грузовые паровозы
  • 60—79 — пассажирские танк-паровозы
  • 80—96: — грузовые танк-паровозы
  • 97 — паровозы для зубчатых железных дорог
  • 98 — промышленные паровозы
  • 99 — узкоколейные паровозы

При этом в одну серию могли объединяться локомотивы со схожими характеристиками, но разной конструкции. Например паровозов серии 55 (тип 0-4-0) было 12 разновидностей, серии 56 (тип 1-4-0) — 16, а серии 57 (тип 0-5-0) — 13 разновидностей. Каждой разновидности внутри серии выделен определённый интервал нумерации. Например бывшие прусские паровозы G 8.1 получили серию 55 и номера в интервале 2501—5667, поэтому их обозначали в справочниках как 55.25—56 или 5525—56.

Электровозы и тепловозы имеют схожую систему обозначений, но у электровозов перед цифровой частью добавляется буква E, а у тепловозов — V.

Польша

Созданная после получения Польшей независимости компания Polskie Koleje Państwowe объединила железные дороги, ранее построенные Австро-Венгрией, Германией и Российской империей. Это обусловило и большое разнообразие локомотивного парка. Тогда в стране была введена единая система обозначений, которая состояла из букв и цифр.

  • Первая буква (большая) — род службы
    • T — товарный (польск. Towarowe)
    • O — пассажирский (польск. Osobowe)
    • P — курьерский (польск. Pośpieszne)
    • W — узкоколейный (польск. Wąskotorowe)
  • Вторая буква (маленькая) — осевая характеристика
    • a — 1-1-1
    • b — 0-2-0
    • c — 1-2-0
    • d — 2-2-0
    • f — 2-2-1
    • h — 0-3-0
    • i — 1-3-0
    • k — 2-3-0
    • l — 1-3-1
    • m — 2-3-1
    • n — 1-3-2
    • p — 0-4-0
    • r — 1-4-0
    • s — 2-4-0
    • t — 1-4-1
    • u — 2-4-1
    • w — 0-5-0
    • y — 1-5-0
    • z — 1-5-1

У танк-паровозов после большой буквы дополнительно ставилась большая K, то есть обозначение состояло уже из трёх букв.

После буквенной части ставилась цифровая, которая указывала на индивидуальные особенности серии:

  • 1—10 — построенные в Австрии
  • 11—19 — построенные в Германии
  • 20—100 — построенные в Польше, либо заказанные после 1919 года
  • 101 и выше — построенные в прочих странах

Россия

Чехия

Еще по этой теме:
Особенности лебедок – какой инструмент выбрать
16:17, 04 ноябрь
Особенности лебедок – какой инструмент выбрать
В основе работы лебедки достаточно простой и понятный механизм: есть барабан для накрутки соединительного каната, редуктор, передающий крутящий момент, и модуль, отвечающий за генерацию усилия.
Сурамский перевал
06:00, 13 январь
Сурамский перевал
Сурамский перевал (груз. სურამის უღელტეხილი) — горный перевал Лихского (Сурамского) горного хребта (соединяет Большой Кавказ с Малым) на территории нынешней Грузии. Является самым низким перевалом
International Standard Identifier for Libraries and Related Organizations
01:00, 25 сентябрь
International Standard Identifier for Libraries and Related Organizations
ISIL (англ. International Standard Identifier for Libraries and Related Organizations) — представляет собой универсальный идентификатор (условное обозначение) для библиотек и родственных им
Смелянский электромеханический завод
16:00, 15 март
Смелянский электромеханический завод
Общество с ограниченной ответственностью «Смелянский электромеханический завод (ООО"СЭМЗ") — промышленное предприятие в городе Смела Смелянского района Черкасской области Украины. История Завод
Эксплуатация паровозов О
17:25, 11 декабрь
Эксплуатация паровозов О
В 1890 году Коломенским заводом были выпущены паровозы нового типа. Принятие новых паровозов основными обусловило их массовый выпуск и распространение практически по всем дорогам России, а затем
Знак корня
17:20, 08 декабрь
Знак корня
Знак корня (знак радикала) (√) в математике — условное обозначение {displaystyle {sqrt {quad }}} для корней,
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: