Показать меню

Ядаим

«Ядáим» (др.-евр. ‏ידים‏‎ или ידיים, yadayim — «руки») — трактат Мишны, одиннадцатый в разделе «Техарот». Содержит законы о ритуальной чистоте рук.

Предмет рассмотрения

В сложном законодательстве ο ритуальной чистоте законоучители придавали особое значение рукам человека. Согласно раввинскому постановлению, возможна нечистота рук, и даже одной руки, при чистоте всего тела. При этом, если руки коснулись «источника нечистоты», то человек получает нечистоту первой степени, причём оскверняются не только руки, но и всё тело. Если же руки коснулись напитков или пищевых веществ, человека или предмета в состоянии производной нечистоты, или же за руками просто не следили, то руки считаются нечистыми второй степенью нечистоты. От неё они могут быть освобождены путём обливания или погружения в микву. Последнее необходимо только перед вкушением жертвенного мяса, перед вкушением возношения и любой другой пищи достаточно обливания.

Так как вода, коснувшись нечистых рук, сама оскверняется, то обливание повторяется дважды, дабы вторая вода смыла первую, нечистую. Обливанию, как и погружению подлежит вся кисть руки до запястного сустава; если же облита или погружена не вся кисть, то очищение не только не последовало, но и сама вода, что на руке, оскверняется, и требуется новое закономерное обливание или погружение.

Систематически все законы, касающиеся ритуальной чистоты рук, изложены в данном трактате.

Содержание

Трактат «Ядаим» состоит из 4 глав и 21 параграфа..

  • Первая — вторая главы описывают процедуру ритуального очищения рук.
  • Третья глава рассматривает, в каких случаях руки оскверняются отдельно от тела. В частности, для того чтобы люди аккуратно обращались с книгами Священного писания, было постановлено, что эти книги делают руки ритуально нечистыми. В конце главы приводится вынесенное в день избрания Элеазара бен-Азарии главою Явненской академии постановление, согласно которому в список священных книг была внесена книга Екклесиаста.
  • Четвёртая глава имеет особенное историческое значение. В ней, по характерной для Талмуда ассоциации идей, приводятся другие постановления, сделанные в день избрания Элеазара бен-Азарии, а в конце главы приводятся примеры ожесточённых некогда споров между фарисеями и саддукеями.

Затрагиваемые темы

  • В Мишне 3:5 обсуждается вопрос о том, как были приняты в канон священных книг Песнь песней Соломона и книга Екклесиаста. Тосефта (2:13) развивает тему, сообщая ο неканоничности книги Бен-Сиры и всех книг, написанных, начиная с того времени (III-II вв. до н. э.).
  • В конце трактата (4:6-8) представляет интерес аргументация фарисеев в спорах с саддукеями. Так, саддукеи упрекали фарисеев в том, что у них принято в разводном письме писать имя Моисея после имени правящего царя (имя царя писалось в целях датировки, и такой порядок написания, по мнению саддукеев, означал неуважение к имени Моисея). Фарисеи ответили, что в Торе тоже можно найти страницы с аналогичным расположением имён, например в Исх. 5:2. Аналогично, в конце Тосефты (2:20) приводятся слова «погружающихся утром» (טובלי שחרין — ессеев, по предположению некоторых исследователей), в которых они упрекают фарисеев за то, что последние разрешают молиться, не совершив очищения в микве. Фарисеи ответили в том смысле, что человеческое тело в принципе не может быть абсолютно чистым.
Еще по этой теме:
Тахарат
23:00, 06 июнь
Тахарат
Тахарат (араб. طهارة‎ — очищение, омовение‎) — в исламе обязательное условие для совершения молитвы, которое включает в себя ряд обрядовых действий, выводящих человека из состояния
Абу Лахаб
01:00, 02 октябрь
Абу Лахаб
Абд аль-Узза ибн Абд аль-Муталлиб аль-Кураши (араб. عبد العزى بن عبد المطلب‎), известный как Абу Лахаб (араб. أبو لهب‎; середина VI в., Мекка, совр. Саудовская Аравия — 624, там же) —
Бурштейн, Аврум
21:01, 13 декабрь
Бурштейн, Аврум
Аврум (Авраам) Лейб Буршейн (ивр. ‏אברהם לייב בורשטיין‏‎, 1971, Иерусалим) — израильский музыкант, актёр, основатель «Иерусалимской клезмерской ассоциации» (ивр. ‏אגודת
Три тела
06:35, 13 декабрь
Три тела
Три тела - Шарира Трая (санскрит शरीर त्रय, IAST:śarīra traya IAST) — доктрина в индуизме, согласно которой человеческое существо состоит из трех тел. Эти тела часто отождествляются с пятью кошами –
Цараат
23:11, 11 декабрь
Цараат
Цараат (др.-евр. תערצ; в Септуагинте — λεπρα; в Вульгате — lepra; у Лютера — Aussatz, с нем. — «проказа»; в русской Библии — проказа) — библейский (ветхозаветный) термин, под которым в
Хапоэль (футбольный клуб, Иерусалим)
19:50, 05 декабрь
Хапоэль (футбольный клуб, Иерусалим)
«Хапоэль» Иерусалим (ивр. ‏מועדון כדורגל הפועל ירושלים‏‎; Moadon hAkaduregel Hapoel Yerushalayim) — иерусалимский футбольный клуб, принадлежащий к спортивному обществу Хапоэль.
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: