Валентность (лингвистика)
Валентность (от лат. valentia/ valens (род.п. valentis) — «имеющий силу») в синтаксисе — способность слова образовывать синтаксические связи с другими элементами, например, валентности глагола дать определяют способность сочетаться с подлежащим, прямым дополнением, косвенным дополнением: Я даю ему книгу.
В лингвистику впервые ввёл это понятие С. Д. Кацнельсон (1948). Л. Теньер, введший термин «валентность» в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. Он различал глаголы авалентные (безличные: «Светает»), одновалентные (непереходные: «Пётр спит»), двухвалентные (переходные: «Пётр читает книгу»), трёхвалентные («Он даёт книгу брату») и описывал средства изменения глагольной валентности (залог, возвратная форма, каузативная конструкция, лексические глагольные пары типа «идти»—"посылать"). В этой трактовке понятие валентности сопоставимо с восходящим к логике предикатов понятием об одно-, двух- или трёхместных предикатах и связано с вербоцентрической теорией предложения.
Валентность слова определяется его лексическим значением, частью речи, к которой оно относится, а также грамматической формой. У глагола значением валентности является количество типов актантов, которые он может присоединить.
Например, у безличного глагола светает валентность нулевая, у непереходного глагола спать валентность 1 (на подлежащее), у глагола купить валентность 3 или 4 (кто, что, у кого; в ряде трактовок также — за сколько)
Термин «валентность» в лингвистике используется также для обозначения особенностей того или иного глагола вступать с зависимыми словами в определенную грамматическую связь. Так, например, у глагола покупать валентность на винительный падеж (покупать кого? что?), а у глагола помогать — на дательный (помогать кому? чему?) и предложный (помогать в чем?).
Виды валентности
I. По количеству необходимых при глаголе валентных элементов:
- по типу складывающихся между ними логических отношений могут быть:
- совместимые, когда они реализуются в данной синтагматической цепи одновременно — по принципу конъюнкции;
- несовместимые, когда реализоваться в данной синтагматической цепи может лишь одна из них — по принципу дизъюнкции ( не совпадает со смыслом операции дизъюнкции в математики);
- по типу заполняющихся синтаксических позиций могут быть:
- одноместные (при заполнении несовместных валентных позиций);
- многоместные (при заполнении совместных валентных позиций);
II. По отношению к лингвистическим характеристикам связи:
III. По степени важности наличия:



















